Методические рекомендации по проведению месячника русского языка

Предметный месячник является одной из форм учебной деятельности, которая может особенно сильно повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности.

Месячник русского языка также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием. Целью преподавания русского языка в школе является формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, чему особенно способствуют также мероприятия, проводимые в течение месячника, посвященного русскому языку, как семинары, викторины, открытые уроки, разнообразные конкурсы.

2016-2017 учебный год начался под девизом «Ты неповторим, ты дорог мне, родной мой Узбекистан!». Благодаря независимости изменилось сознание и мышление нашего народа. Поставленные цели – рост национального самосознания, продолжение традиций наших предков, демонстрация потенциала народа достигаются в результате реформирования во всех сферах. Независимость дала молодому поколению огромные возможности и условия для реализации всех благородных надежд и устремлений. Изучение русского языка – один из путей к самообразованию, повышению профессионального уровня, культурного развития. Темой конференций и семинаров учителей может стать повышение значимости изучения русского языка в современных условиях демократического государства.

9 февраля текущего года принято постановление Президента Республики Узбекистан “О государственной программе “Год здоровой матери и ребёнка”«. Принятие данной программы стало ярким проявлением заботы государства по отношению к здоровой молодёжи. Одним из мероприятий месячника может стать конкурс сочинений-эссе «Мы за здоровый образ жизни!».

Месячник русского языка должен проходить в творческой обстановке, направленной на неуклонный подъем интереса к изучению русского языка, от глубинного усвоения которого во многом зависит степень культуры человека, качество знаний и уровень воспитанности.

Требования к организации месячника по русскому языку

Школьное методическое объединение по русскому языку в годовом плане работы определяет мероприятия, которые необходимо провести в рамках месячника русского языка ежедневно, утверждаемые директором школы и заместителем директора по учебной работе.

1. Планировать проведение месячника в общеобразовательных школах на основе планов районных, городских, областных отделов методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования.

2. На заседании школьных методических объединений учителей русского языка наметить план поведения мероприятий и распределить обязанности между всеми преподавателями.

3. План проведения месячника русского языка красочно оформить и вывесить в фойе школы.

4. В начале и в конце месячника провести мониторинг качества знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с требованиями ГОСОСО и учебной программы, в пределах школ. Способы проверки могут быть различными: тестирование, сочинение, изложение, диктант, в зависимости от уровня подготовленности учащихся. В результате мониторинга знаний учащихся создать рекомендации по восполнению пробелов в знаниях и изучению трудных тем в целях подготовки учеников к предстоящему смотру знаний «Билимлар беллашуви» и олимпиаде.

5. Обобщить и распространить передовой опыт лучших учителей по использованию передовых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. В этих целях провести на заседаниях школьной методической объединении, школы передового опыта мастерклассы, открытые уроки с использованием информационно-коммуникационных технологий по образцу, предлагаемому изданными в 2015-2016 годах методическими пособиями для учителей с мультимедийными приложениями по внедрению передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий «Книга для чтения» (1 и 2 класс) и «Русский язык» (1 и 2 класс) издательства «O’zbekiston milliy ensiklopediyasi». Распространить также опыт создания видеоуроков русского языка и литературы учителями и использования мультимедиаматериалов, предлагаемых на порталах Ziyonet.uz, multimedia.uz, rtm.uz в повседневной практике преподавания.

Открытие месячника

На открытии месячника рассматриваются организационные вопросы. Выпускается стенгазета с планом работы на месяц. Готовится таблица аналитического мониторинга эффективности знаний учащихся. Сообщаются место и время проведения мероприятий, запланированных на четыре недели.

Месячник открывается на общешкольном собрании, где учащихся знакомят с намеченными мероприятиями, в которых они смогут принять участие. Фойе школ должно быть оформлено высказываниями о русском языке, необходимости его изучения.

Формы проведения могут быть различными:

– проведение конкурсов иллюстраций и стенгазет, с последующим отбором лучших их них для выставки;

– проведение турниров знатоков русского языка, интеллектуальных игр, викторин, КВН и т.д.;

– экскурсии (заочные, виртуальные) в музей искусств, музеи, посвященные творчеству авторов и писателей, проживавших ранее и в настоящее время в Республике Узбекистан (например, музей С.Есенина, клуб-музей А.Ахматовой «Мангалочий дворик» в Ташкенте, Государственный литературно-мемориальный дом-музей Сергея Бородина);

– посещение театров, просмотр спектаклей и кинофильмов по произведениям русской и мировой классики; инсценирование русских сказок и басен; вечер русского романса;

– тематические выставки книг в школьной библиотеке, стенды детских периодических изданий на русском языке («Класс!»);

– конкурсы «Юный лингвист», «Юный поэт», «Лучший чтец», «Лучший оратор», «Литературный критик» (среди 8-9 классов) и т.д.;

– открытые уроки лучших учителей с целью демонстрации эффективного использования в учебном процессе инновационных педагогических технологий;

– проведение коллоквиумов, семинаров среди учителей по наиболее трудным темам (с целью распространения передового опыта преподавания русского языка и литературы), конкурсы на лучшую мультимедийную презентацию;

– встречи с писателями, поэтами, журналистами, деятелями искусств.

Школьное методическое объединение может запланировать тематические недели в рамках месячника: Неделя поэзии, Неделя знатоков языка, Неделя сказок, Неделя грамотеев. Можно также провести мероприятия, посвященные 120-летию С.А.Есенина, 100-летию К.Симонова – юбилеям писателей, чье творчество неразрывно связано с Узбекистаном. Проведение и отбор участников для конкурсов проводится в несколько этапов: среди учеников одного класса, затем по параллелям и в конце среди учащихся школы. Наиболее одаренные и активные участники поощряются различными способами (по усмотрению администрации школы).

Отбор членов жюри конкурсов проводится из числа учеников и учителей школы, отмеченных ранее за заслуги и активное участие в жизни школы.

Открытые уроки проводятся согласно плану, утвержденному и согласованному с администрацией школы и отделом методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования. Расписание открытых уроков размещается на школьной доске объявлений.

Темы для выступлений, различных конкурсов определяется на собрании методического объединения учителей школ. Например, для конкурса «Лучший оратор» можно выбрать темы: «Язык – отражение жизни», «Слово как оружие…», «Роль языка в современном мире». Желательно провести межпредметные связи с другими учебными дисциплинами: историей, идеей национальной независимости, музыкой, изобразительным искусством, информатикой и др. Для конкурса «Юный поэт» учащимся предлагается выступить со стихами собственного сочинения по заданным темам (о школе, об учителях, о родном крае и т.п.).

Подведение итогов

Итоги месячника русского языка оглашаются в праздничной обстановке на мероприятии, посвященном его завершению. Руководство школ информирует присутствующих о проделанной работе, награждает отличившихся учеников, поощряет учителей-предметников принявших активное участие в различных мероприятиях, проведенных в школьном, районном, областном масштабах.

Отчёт о проделанной работе, разработки открытых уроков предоставляется в районные и областные отделы методического обеспечения и организаций деятельности учреждений народного образования (в пятидневный срок).

В отчет о проведении месячника включаются:

1. Приказы о проведении предметных месячников и их мониторинга.

2. План мероприятий с указанием сроков выполнения.

3. Материалы открытых уроков, внеклассных мероприятий.

4. Творческие работы учащихся (стихотворения, рисунки, мини-сочинения и др.).

5. Мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (анализ начального и конечного контроля).

6. Освещение месячника в средствах массовой информации.

З. Атаева
Главный методист отдела иностранных языков
Республиканского центра образования.

&nbsp

🔥14.9 K раз просмотрено

3 идей о “Методические рекомендации по проведению месячника русского языка

Добавить комментарий

55863853