Разработка урока и видео на тему «Органы чувств»

Вчера учительница биологии Олимова Наргиз провела видеоурок в 8«Б» классе на тему: «Органы чувств человека» с применением ИКТ. Целью урока было формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.


Учительница биологии Олимова Наргиз объясняет ученикам построение ухо


Видео «Как работают наши глаза»


Видео «Как устроено и работает человеческое ухо»


План-конспект урока по теме “Органы чувств”


Цель: познакомить учащихся с органами чувств.

Образовательная задача: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.

Развивающая задача: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.

Воспитывающая задача: воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.

Тип урока:   комбинированный.

Оборудование: Проектор, плакат “Внутренние органы человека”, диаграмма “Работа внутренних органов”. Кроссворд “Органы чувств”, Иллюстрации “Строение глаза”, “Строение уха”, “Строение кожи”, “Как мы чувствуем запахи”, “Вкус”, лимон, лук, нож. Набор предметов: ткань, отвертка, наждачная бумага, наперсток, карточки-тесты.

этапы урока

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку. 

2. Проверка домашнего задания.

3. Беседа – организм человека:

Учитель:С каким разделом мы начали знакомиться на прошлом уроке?
Учащиеся:Организм человека.
Учитель: Для чего же нам надо знать свой организм?
Учащиеся:  Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.
Учитель: Какие науки нам помогают изучить наш организм?
Учащиеся: Физиология, анатомия, гигиена.
Учитель: Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье
Учащиеся: Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред выполнять различную работу, вовремя предотвращать болезни.
Учитель: С какими двумя группами органов человека мы познакомились на прошлом уроке?
Учащиеся:  Внутренними и наружными.
Учитель: Назовите наружные органы человека.
Учащиеся:  Руки, ноги – конечности, шея, голова, туловище, спина, живот.
Учитель: Назовите внутренние органы человека.
Учащиеся:  легкие, желудок, сердце, почки, печень, мозг, кишечник;

Б. Классификация функций органов человека – диаграмма
схема - органы чувств

  3. Подведение итогов проверки.

 4. Сообщение темы.

Учительница биологии Олимова Наргиз объясняет построение глаз

А). Кроссворд:

Учитель: Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, мы с вами разгадаем
кроссворд:

1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что
запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?

2. С помощью какого органа мы узнаем что написано или нарисовано в этой
книге?

3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у
яблони?

4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?

5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую
от соленой?

Учитель: Прочитайте ключевое слово. Какие это органы?органы чувств - кроссворд

Учащиеся: органы чувств.
Учитель: Правильно. “Органы чувств” это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. Давайте познакомимся с ними подробнее.

5. Органы чувств


Учитель: У человека есть пять органов чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире. За каждое из чувств отвечает специальный орган.

Учительница биологии Олимова Наргиз настраивает проектор
А) Орган зрения – глаза.

Учитель: Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

Брат с братом через дорогу живут
А один другого не видит (глаза)

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что твориться вокруг и в тоже время именно глаза больше всего говорят о человеке.

  • Значение зрения.

В древности ученые полагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором,
когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через которое свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда лишь человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

  • Опыт – значение зрения.

Проведем опыт – закройте один глаз, а потом попросите соседа показать вам два карандаша, из которых один будет чуть – чуть ближе к вам. Используя один глаз, вам будет намного труднее определить, какой карандаш ближе.

  • Запись в тетрадях:

ОРГАН
ЗРЕНИЯ ПОМОГАЕТ ВОСПРИНИМАТЬ
ПРЕДМЕТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ЦВЕТЕ, ОБЪЕМЕ,
ПРОСТРАНСТВЕ;

Учитель: Глаза расположены в глазницах – специальных впадинах черепа. Глаза защищены веками и ресницами. Веко – это подвижный покров глаз.

Ресница – это волосок на краю века. Примерно 25 раз в минуту человек двигает веками – моргает. Это очищает открытую часть глаза от пылинок и соринок, смачивает, предохраняя от высыхания. Над глазами находятся брови, которые оберегают глаза от пота, стекающего со лба. Слезы, которые порой текут у нас из глаз, полезны. Они убивают микробов и вымывают соринки. (работа с конструктором)

Сам глаз иначе называется глазным яблоком (за свою форму). На нем есть радужная оболочка, именно ее цвет определяет цвет глаз. В центре радужной оболочки находится отверстие, через которое свет попадает на хрусталик глаза, похожий на линзу, а затем на сетчатку. Снаружи глаз покрыт роговицей – прозрачной оболочкой.

Памятка “Береги зрение”: Таблица Головина (рис 75 стр 134)

В) Орган слуха – уши

Учитель: О каком органе загадка?
У зверушки – На макушке, А у нас- Ниже глаз. (уши)

  •  Значение слуха.

слухУчитель: С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. второй по важности орган чувств у человека – ухо. Много информации человек получает через слух. Это звуки, издаваемые объектами неживой и живой природы, и человеческая речь. Благодаря слуху человек узнает об опасности, которую он не видит, например, о приближающемся автомобиле. Орган слуха – уши. Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

  • Запись в тетрадях.

ОРГАН
СЛУХА ПОМОГАЕТ СЛЫШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ
ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА;

Учитель: Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее. То, что мы с вами называем ушами – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Воспринимаемые звуки – это колебания воздуха. Когда колебания достигают уха, они приводят в движение барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются слуховым косточкам, а от них – наполненной жидкостью улитке. Отсюда информация о колебаниях переходит по слуховому нерву в мозг, в специальный центр, где информируется ощущение Звука. Два уха необходимы человеку, чтобы определять, откуда доносятся звуки. 

Учитель: Вся жизнь протекает в мире звуков. Звуки прибоя, мелодии, речь – это звуковые колебания. Глухие от рождения не слышат речи, поэтому они часто немые. Только нормальное состояние слухового аппарата позволяет слышать. Если какая – либо его часть нарушена, то слуховых ощущений не возникает.

С) Орган обоняния – нос.

Учитель: ребята закройте глаза, а я вам загадаю загадку. (Учитель разрезает лимон и лук, проносит его по классу, разносится благоприятный запах) Какому фрукту принадлежит этот запах?
Учащиеся: лимону и луку
Учитель: При помощи какого органа вы почувствовали этот запах?
Учащиеся: Носа
Учитель: Правильно, нос – орган обоняния. Значение обоняния; Обоняние – это восприятие запахов.

  • Запись в тетрадях.

ОРГАН
ОБОНЯНИЯ ПОМОГАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ
ЗАПАХИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА;

Зачем человеку обоняние? Оно информирует о свойствах вдыхаемого воздуха, помогает пищеварению, способствует выделению слюны и пищеварительных соков и, следовательно, сохраняет здоровье. Также обоняние предупреждает человека об опасности, например, при утечке газа, при пожаре.

Учитель: Орган обоняния – нос. Внутри носа расположена слизистая поверхность, а на ней – миллионы нервных волокон. От различных предметов отделяется множество мелких частичек, которые парят в воздухе. Эти незаметные частички попадают на нервные волокна носа и раздражают их. Это раздражение передается в мозг, в специальный центр, где формируется ощущение запаха. Частички разных веществ раздражают нервные волокна по-разному, поэтому человек различает запахи. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.

Ощущение запаха неотделимо от самого вещества. Насчитывается до 400 тысяч различных запахов, воспринимаемых человеком. Заметим, что до сих пор нет научной классификации запахов и они носят названия по тому веществу, которое их издает “травы”, “запах розы”, и т.д. Мы ощущаем запах только при вдохе. Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запах. Задержите дыхание на некоторое время, и вы не будете чувствовать запаха, хотя источник его находится у самого носа. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы орган обоняния, который расположен в самой верхней части носовой полости.

Е) Орган вкуса – язык.

  • Значение органа вкуса.

Учитель: Органом вкуса является язык. Различные части языка отвечают за разные вкусовые ощущения. Кончик языка распознает сладкое, корень – горькое, боковая часть – кислое, область между кончиком и боковой частью – соленое.

  •  Запись в тетрадях:

ОРГАН
ВКУСА ПОМОГАЕТ ЧУВСТВОВАТЬ
ПИЩУ;СТРОЕНИЕ ОРГАНА ВКУСА;


Учитель: Только растворенные вещества могут вызывать ощущение вкуса. Твердые вещества в полости рта растворяются слюной. От чувствительных зон языка сигналы поступают в мозг, в специальный центр, где формируются вкусовые ощущения. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Язык – один из сторожей нашего организма. Если ненароком возьмешь в рот, что-нибудь противное или несвежее, язык тот час донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышце рта, и ты не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Д) Орган осязания – кожа.

  • Опыт – кожа орган осязания.


Учитель: (вызвать одного ученика и провести ему по руке различными материалами: тканью мягкой и шероховатой, холодным железом, прикоснуться своей рукой)

Осязание – это распознавание предметов при помощи прикосновения. Орган осязания – кожа. На ней находится множество нервных окончаний, через которые человек воспринимает твердое и мягкое, холодное и теплое, гладкое и шершавое, сухое и влажное. Благодаря этим же нервным окончаниям человек испытывает чувство боли. Сигналы от нервных окончаний поступают в специальный мозговой центр, где формируются ощущения осязания.

  • Запись в тетрадях:

ОРГАН
ОСЯЗАНИЯ СООБЩАЕТ О ПРЕДМЕТАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ЧЕРЕЗ ПРИКОСНОВЕНИЕ

 

  • Значение осязания.

Учитель: Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувственность нашего скафандра заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся. Кожей мы можем почувствовать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие окончания.  Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. раздражимость. Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав кожи, является органическое вещество кератин, благодаря которому, кожа сама не рвется и не сползает.

Учитель: Рассматривая кожу под микроскопом можно увидеть тонкий слой – надкожицу и менее четко толстый слой – собственную кожу. Его толщина 1-2 мм, здесь находятся корни волос, маленькие железки. Кожа обильно снабжена кровеносными сосудами, расположенными в “два этажа”.  Ночью и днем температура нашего тела внутри почти не меняется. Об этом заботится кожа – главный регулировщик отдачи тепла в окружающую среду. Один из способов такой регуляции – сужение и расширение сосудов, расположенных в “верхнем этаже”. Когда они расширяются, по ним течет много теплой крови. Поверхность кожи согревается и отдает больше тепла в окружающую среду. При сильном сужении тех же сосудов почти вся кровь протекает по сосудам “нижнего этажа” и кожа становится холодной. В собственно коже находятся и сальные железы, которые через специальные отверстия выделяют на поверхность кожи пот и жир.

Е. Органы чувств и мозг

Учитель: сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту,
что поступает от самого тела. Например, изнутри мы получаем сигналы из желудка, давно  оставшегося без дела, и начинаем испытывать чувство голода. Нервные окончания тянутся во все части нашего организма, чтобы по одним из них передавать приказы мышцам, а по другим принимать сообщения в мозг. Получив такие сообщения – сигналы, мозг создает у нас чувство голода, жажды, боли и т.д. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже вида чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение. Только благодаря чувствам у нас есть связь с внешним миром. Все органы действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувства имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто не спутает его со вкусом огурца. А те предметы, которые вы не знали вам трудно будет определить. Я вам предлагаю провести эксперимент и
проверить так ли это? (Учитель вызывает 3-4 учеников, завязывает им и дает разные предметы, которые учащиеся должны назвать)

7. Закрепление материала Резерв (Приложение)

Ўхшаш мавзулар:

Фикрингизни билдиринг

Сизнинг электрон манзилингиз эълон қилинмайди.
* билан белгиланган қаторлар тўлдирилиши шарт.

Расмдаги белгиларни киритинг

*