Разработка урока «Кислород как химический элемент» (видео)

Студент 406-группы факультета естественных наук Джизакского педагогического института имени А. Кадыри Бобомуродов Сирожиддин провёл открытый урок с использованием ИКТ в  7«Г» классе специализированной школы-интернат «Умид» по теме «Кислород как химический элемент». Основной целью урока было заинтерисовать учеников к предмету химия, обеспечить усвоение учащимися теорий, законов, понятий, фактов, признаков, особенностей и т.д.; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.


кимедан очик дарс

Технологическая карта урока

Тема: «Кислород как химический элемент»

Цели урока.

Обучающие: обеспечить усвоение учащимися теорий, законов, понятий, фактов, признаков, особенностей и т.д.; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.

Воспитательные: формирование у учащихся таких черт характера, как трудолюбие, гуманность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, положительное отношение к учёбе.

Развивающие: развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал ; развитие познавательных умений — слушать, выделять главное, составлять план, тезисы, конспекты, делать опыты, наблюдать, ставить проблемы и решать их, выдвигать гипотезы и т.д.

Цель.

Систематизация и расширение знаний учащихся о химическом элементе кислороде и простых веществах — кислороде и озоне, их нахождение в природе; усвоение понятий “аллотропия” и “аллотропные модификации”; знакомство с историей открытия простого вещества — кислород и способы его лабораторного получения и собирания; формирование представлений о катализаторах.

Основные вопросы.
Характеристика элемента кислорода.
Кислород — простое вещество.
История открытия кислорода.
Способы получения и собирания кислорода. Понятие о катализаторах.

Основные понятия:

химический элемент кислород, аллотропия, аллотропные модификации, простые вещества — кислород и озон; катализаторы.

Планируемые результаты.

  1. Формирование системы знаний о химическом элементе кислороде, его распространенности и роли в природе.
  2. Усвоение понятий “аллотропия”, “аллотропные модификации” при сравнении состава, строения, свойств, изучение роли в природе и жизни человека кислорода и озона.
  3. Развитие научного мышления учащихся при формировании умений находить причинно-следственные связи, сравнивать химические объекты и давать им сравнительную характеристику.
  4. Развитие научного мировоззрения учащихся при усвоении основных идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы; зависимость свойств вещества от особенностей их состава и строения; зависимость способов получения вещества от его свойств.
  5. Развитие у школьников интереса к изучению химии путем расширения и систематизации их знаний о кислороде и озоне.
  6. Развитие у школьников интереса к изучению химии через лабораторный эксперимент.

Приемы обучения:

постановка межпредметных вопросов; выполнение комплексного задания на сравнение состава, строения, свойств и роли кислорода и озона в природе; составление обобщающих таблиц; обращение к историческому материалу.

Средства обучения:

Мультимедиапроектор, схемы, таблицы, учебник, дополнительная литература, химический эксперимент, лабораторное оборудование.

Оборудование и реактивы:

компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, видео фрагменты из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, пробирки, штатив, лучинки, колбы, Н2О2 — пероксид водорода, MnO2 — оксид марганца (IV).

optimized-dqtm

Ход урока

Учитель: Наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни человека и всего живого.

В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно без …

Ученики: Без кислорода

Учитель: На уроке вы больше узнаете о химическом элементе — кислороде, о простых веществах — кислороде и озоне, выясните, что такое аллотропия и аллотропные модификации, а также узнаете, как и кем был открыт кислород. Попытаемся получить его в лаборатории, собрать и доказать его наличие в сосуде. Запишете тему урока в своих тетрадях.

Учитель: На доске составляем план характеристику химического элемента кислорода. Выйти к доске и записать этот план (по желанию). Все остальные это делают в тетради.

План характеристика химического элемента:
Символ — О
Положение в ПСХЭМ — VI Г (А)

II период

Порядковый номер — 8.
Химическая природа — неметалл.
Относительная атомная масса — Ar (O) = 16
Валентность — II.

Учитель: Как вы думаете, в каком виде кислород содержится в природе? Какие образует вещества? Ответы учащихся могут быть разными. Для того, чтобы познакомиться с этим вопросом, посмотрим презентацию учащихся. Посмотрев ее, ответьте на эти вопросы.

Примечание: Далее идет презентация учащихся: “Нахождение кислорода в природе. Аллотропия. Кислород и озон (5-6 мин.)”.

Учитель: Перед вами на столе лежит таблица. Для того, чтобы ее заполнить, немного обсудим эти вопросы.
Какова химическая формула простого вещества — кислорода?
Какова химическая формула простого вещества — озона?

Ученик: О2 и О3. Молекула кислорода состоит из 2-х атомов кислорода, а молекула озона из 3-х атомов кислорода.

Учитель: Какова относительная молекулярная масса кислорода и озона?

Ученик: Mr(O2) = 32; Mr (O3) = 48.

Учитель: Каковы физические свойства кислорода? Каковы физические свойства озона?

Ученик: Кислород — газ, без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде, тяжелее воздуха, при t = — 1870С превращается в жидкость бледно-синего цвета, а при t = -218, 80 С в синие кристаллы.

Озон — газ, голубого цвета, имеет запах свежести, в воде лучше растворим, чем кислород, тяжелее воздуха, при t = -1120С превращается в жидкость темно-синего цвета.

Учитель: Содержится ли кислород и озон в воздухе? Как эти газы там образуются?

Ученик: Кислород содержится в воздухе (21% по объему) образуется в результате фотосинтеза. Озон также содержится в атмосфере, примерно на расстоянии 10-30 км от поверхности Земли образуется в результате грозовых разрядов.

Учитель: Входит ли химический элемент кислород в состав различных сложных веществ?

Ученик: Кислород — самый распространенный химический элемент на Земле. Он входит в состав воды, углекислого газа, многочисленного класса кислот, оксидов, оснований, солей; а также образует органические вещества — белки, жиры, углеводы.

Учитель: Итак, мы подошли к очень важному понятию “аллотропия” и “аллотропные модификации”. Химический элемент кислород образует 2 простых вещества — кислород и озон, которые отличаются друг от друга составом, строением, свойствами. Такое явление называется “аллотропия”, а вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, — “аллотропными модификациями” или видоизменениями. Запишем это в тетрадь. Откройте учебник § 58, стр. 155 — 156, и спишите определение в тетрадь.

Примечание: учащиеся переписывают в тетрадь определения.

Учитель: Явление существования различных простых веществ, образованных атомами одного и того же химического элемента и называется аллотропией, а простые вещества — аллотропными модификациями. Таким образом, О 2 и О 3, т.е кислород и озон — это аллотропные модификации химического элемента кислорода. Переходим к следующему этапу урока.

Учитель: Как же был получен кислород? Какие ученые впервые его получили? Посмотрим презентацию, подготовленную учащимися. Ваша задача записать фамилии и имена ученых и способы получения и собирания кислорода, которые эти ученые использовали.

Примечание: Идет презентация (5 — 7 мин.).

Ученик 1: Многие ученые прошлого догадывались, что существует вещество со свойствами, которые, как мы теперь знаем, присущи кислороду. Упоминание об этом элементе вполне могло появиться уже в VIII в. Сведения о нем — косвенные, разумеется, — есть в трактате китайского алхимика Мао Хао. Китайцы знали “деятельное начало”, входящее в состав воздуха, и называли его “йын”. В XV в. следы кислорода можно обнаружить в трудах Леонардо да Винчи. Потом снова теряются — до XVII в., когда голландец Дреббель изобретает подводную лодку. Он использует селитру, чтобы ее кислородом обогатить воздух в подводной лодке. Но этот факт остался незамеченным.

Ученик 2: В 1758 году М.В.Ломоносов склонен был признать, что в процессе горения участвует воздух, и на основании своих опытов доказал, что в состав воздуха входит вещество, окисляющее металл.

Ученик 3: Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории, и связано с именами учёных Д. Пристли, К .Шееле и А. Лавуазье.

Когда — то в древней Англии
Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила;
Оксид он разложил.
Под куполом сосуда
Бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя
Его он onucaл.
Не видим и безвкусен
Всех запахов лишен.
В воде не растворяется
Свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении:
Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие
Простые вещества
Этот газ из колбы вышел
Никому он не знаком
Этим газом дышат мыши
Под стеклянным колпаком
Дрова лучистым пламенем
Сгорали в нем, понятно.
Сам пробовал дышать-
Легко дышать, приятно.

Ученик 2: Вот как об этом писал сам Джозеф Пристли: “1 августа 1774 г. Я попытался извлечь воздух из ртутной окалины (оксида ртути) и нашел, что воздух легко может быть изгнан из нее посредством линзы. Этот воздух не поглощался водой. Каково же было мое изумление, когда я обнаружил, что свеча горит в этом воздухе необычайно ярким пламенем. Тщетно пытался я найти объяснение этому явлению”.

Ученик 1: Одновременно с Пристли кислород открыл и шведский ученый Карл Шееле. Шееле даже получил его раньше, чем Пристли, но сообщение об этом было опубликовано позже, чем открытие Пристли. И все-таки главная фигура в истории открытия кислорода — не Шееле и не Пристли. Они открыли новый газ — и только. Собственно открывшим кислород остается французский химик Антуан Лавуазье. В 1775 году он исследовал кислород и создал кислородную теорию горения, которая пришла на смену теории флогистона (теория огненной материи). За два века, прошедшие со времени открытия, теория Лавуазье не только не была опровергнута, но еще более укрепилась. Лавуазье дал название кислороду oxygenium — рождающий кислоту

Учитель: Каким образом ученые получали кислород? Что они использовали для этого?

Ученик: Разложением оксида ртути (II) Д. Пристли получил впервые кислород. Обнаружил его с помощью горящей лучины, она ярко вспыхивала и горела в кислороде.

Учитель: Для того, чтобы выяснить, как можно получить кислород в лаборатории, как можно собрать его, и как этот газ обнаружить посмотрим опыт в “Виртуальной лаборатории.” Способ получения кислорода разложением перманганата калия при нагревании”.

Примечание: По ходу просмотра опыта учитель акцентирует внимание учащихся на ключевых моментах, а именно: 1) уравнении реакции получения кислорода разложением перманганата калия при нагревании; 2) методах собирания кислорода вытеснением воздуха или воды.

Примечание: В конце урока целесообразно провести тестовую работу (минимум на 5-7мин)

Домашнее задание (написано на доске): прочитать и выучить § 20 и записи в тетрадях.

Юклаб олиш Скачать разработку урока «Кислород как химический элемент» (9 кбайт)


Окисление глюкозы кислородом воздуха в присутствии метиленового голубого

Скачать


Получение кислорода из марганцовки


Скачать


Горение железа в кислороде

Скачать

🔥2.5 K раз просмотрено

Добавить комментарий

55863853