Пути создания благоприятного психологического климата в коллективе

Цель памятки – обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные в памятке, не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методологические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе. Это своеобразное краткое пособие по улучшению стиля и методов руководства любым участком работы (коллективом).

Материал памятки ни в коей мере не является сборником готовых рецептов на все случаи жизни, но он может быть использован и для беседы, и для  проведения классного часа, и студентом заочником при подготовке к экзамену, и в жизни каждого из нас.

Введение.

Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.

Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятный психологический климат, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.

Работать с памяткой рекомендуется следующим образом: каждый пункт касается одной из сторон деятельности руководителя, поэтому желательно, чтобы все разделы любой руководитель анализировал с одной позиции: «А как это относится ко мне?»

Памятка поможет руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности.

К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

  • Чувство коллективизма;
  • Коммуникабельность;
  • Инициативность;
  • Самообладание;
  • Чувство эмпатии.

Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности.

Если у вас (руководителя) отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.

Коммуникабельность (общительность) – способность руководителя легко и быстро входить в деловойи психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения.

Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он, прежде всего, должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь,в крайнем случае – властные методы.

Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это: и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления,и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поискии использование наилучших методов реализации государственных планов и программ,а также быть своевременной и реально осуществимой.

Самообладание является важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.

И осталось сказать о чувстве эмпатии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.

Без таких качеств сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.

Вот это совокупность социально-психологических норм, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Заповеди для руководителей.

Из огромной массы рекомендаций советов, следует выделить следующие:

  • Никогда не считайте, что ваши организационные методы самые лучшие. Одним из главных принципов должен стать такой: всё можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок — это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносятв работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.
  • Никогда не начинайте работу, если цель её и задачи не определены чётко. Заранее составив план, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.
  • Помните слова великого Синеки: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра».
  • Работайте по чёткому и конкретному плану (чрезмерно общий план практически не выполняется);
  • Помните, что из трёх зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее – первое. Не боитесь ошибаться: поняв ошибку её можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета;
  • Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный руководитель и в окружающих вселяет спокойствие и уверенностьв успехе дела, заражает энтузиазмом.
  • Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам. Ещё Гораций заметил: «Гнев есть кратковременное безумие».
  • Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно;
  • Помните, что плохой руководитель знает, что надо делать, а хороший показывает, как это сделать;
  • Помните, что основой здоровых отношений с подчинёнными является взаимное уважение. Несправедливость ведёт к потере уважения;
  • Умение отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес. Леонардо да Винчи считал, что «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть»;
  • Если кто-то из подчинённых высказывает мнение, противоречащее вашему,— критикуйте мнение, а не автора его;
  • Не забывайте назначать ответственного за работу и спрашивать с него за её качество;
  • Не забывайте о поощрениях и наказаниях. Будьте внимательны, как правило, взыскания и поощрение должны оказывать влияние не только на того, кому они предназначаются, но и на коллектив;
  • Беседую с подчинёнными, не позволяйте себе просматривать не касающиеся беседы бумаги, не извинившись перед ними, отрешённо смотреть в окно, барабанить пальцами по стеклу, выражая нетерпение;
  • Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца. Свои замечаниявы всегда успеете высказать, ведь именно за этимк вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого работника — научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.
  • Говорите с людьми не по должности, а по душе. Проникновенность и сердечность разговора с подчинёнными оказывает на последних сильное воздействие;
  • Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчинённого – всегда более благоразумная задача, чем выполнение дела самим;
  • В отношениях с подчинённымине дайте захватить себя в плен личным симпатиям и антипатиям. Пусть высшим критерием оценки подчинённого и вашегок нему отношения являются интересы дела;
  • Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Слово руководителя должно быть гарантией обещания;
  • Чувство юмора – существенное качество для руководителя. Шутите сами и позволяйте шутить подчинённым. Беззлобная, доброжелательная шутка создаёт обстановку доверия, делает труд более лёгким, привлекательным и производительным. Помните, что в ряде положений можно скорее добиться успеха шуткой, чем строгостью или официальностью.
  • Стремитесь, как можно меньше говорить «я», а больше «мы». «Я» — последняя буква не тольков алфавите, но и в коллективе.
  • Выступая, помните:

а)   в пять минут можно изложить самую сложную мысль: суть – одна минута, подтверждение (цифры, комментарии)- четыре минуты.

б)  Речь, не законченная предложениями – пустая трата времени.

«Заберите у меня все, чем я обладаю,но оставьте мне мою речь. И скороя вновь обрету все, что имел…»

Джон Уэбстер, английский драматург XVII века

Итак, успехов вам!

Кодекс культуры взаимоотношений руководителя с членами трудового коллектива.

  • Не кричите, кричащего плохо слышно;
  • Без надобности не вмешивайтесь в дела подчинённых;
  • Готовность отказаться от своего неверного решения важнее ложного престижа;
  • Знание возможностей своих сотрудников – достоинство и преимущество хорошего руководителя;
  • Умение сочетать требовательность с тактичностью – предпосылка здорового морально-психологического климата коллектива;
  • Умейте говорить «нет»;
  • Культурный человек здоровается первым;
  • Будьте самокритичеными;
  • Будьте внимателены к хвалящим вас, ищите мотивы их действий;
  • Руководитель не обижается – он анализирует;
  • Всегда своевременно благодарите подчинённого за хорошую работу;
  • Объектом критики, как правило, должна быть плохо выполненная работа, а не личность исполнителя;
  • Критика ошибок подчинённых не должна убивать у них чувства самостоятельности;
  • Критика не должна разрушать доверия между руководителем и подчинёнными, но ради доверия нельзя замазывать промахи и упущения в их работе

Семь правил риска

  1. Помните, что жизнь это всегда выбор. Поэтому, принимая решения, либо Вы продвигаетесь вперёд, ибо… будете отброшены назад.
  2. Принимая решения, думайте, просчитывайте все возможные ходы, насколько это можно вперёд, на перспективу.
  3. Если это возможно, то соберите дополнительную информацию, посоветуйтесь, но, не затягивая, принимайте решение только сами.
  4. Бойтесь стереотипов, не бойтесь думать и действовать рискованно!
  5. Помните древнюю, как мир, заповедь: «утро вечера мудренее». Поэтому, если это, возможно, отложите принятие решения до следующего утра.
  6. Принимайте решения не только лучшее, но и выполнимое.
  7. Чаще работайте на пределе своих способностей, и Вы достигните успеха.

источник 

🔥2.6 K раз просмотрено

Добавить комментарий

55863853