На этой странице вы можете ознакомиться с рекомендацией Министерства дошкольного и школьного образования о введении вариационных учебных планов в общеобразовательных средних учебных заведениях.
Рекомендация по внедрению вариативных учебных планов в общеобразовательных средних учебных заведениях
(Приложение №1 к приказу Министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан от 19 июля 2023 года № 213)
I. Общие правила
1. Данная рекомендация была разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденная указом президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № ПП-5712;
«Государственная программа по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в год внимания к человеку и качественного образования» утверждена Указом Президента Республики Узбекистан № ПП-27 от 28 февраля 2023 года;
Постановление Президента Республики Узбекистан (ПП-4805) от 12 августа 2020 года “О мерах по повышению качества непрерывного образования и результативности науки по направлениям «химия» и «биология»”;
Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-5032 от 19 марта 2021 года “О мерах по повышению качества образования и совершенствованию научных исследований в области физики”.
2. Вариативные учебные планы в 7-11 классах общеобразовательных средних учебных заведений системы народного образования вводятся на добровольной основе.
3. В общеобразовательных средних учебных заведениях в течение учебного года не разрешается изменять направление введенных классов (далее – выборочный класс) и превращать их в традиционный класс.
Направление выборочного класса может быть изменено накануне завершения текущего учебного года и начала нового учебного года педагогическим советом в учреждениях общего среднего образования.
4. В общеобразовательных средних учебных заведениях при недовольстве одной трети учащихся, их родителей и учителей вариативная учебная программа в этом классе не вводится.
II. Цель вариативных учебных планов
5. Основная цель внедрения вариативных учебных программ в общеобразовательных учреждениях:
- учёт интересов обучающегося при организации учебного процесса;
- организация образовательного процесса на основе компетентного подхода;
- организация учебного процесса с учетом индивидуальных пожеланий и возможностей обучающихся;
- создание условий в самих учебных заведениях для подготовки учеников к поступлению в высшие учебные заведения и, благодаря этому, предоставление дополнительных возможностей родителям не переплачивать за репетиторов.
III. Порядок введения вариативного учебного плана
1-§. Выборочный класс
6. В общеобразовательных учреждениях наряду с традиционными занятиями, преподаваемыми по базовому учебному плану общеобразовательных школ на учебный год, утверждаемому соответствующим приказом министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан, может быть организован выборочный класс, преподаваемый по вариативному учебному плану.
7. Количество учащихся в выборочном классе должно соответствовать «Положению об общем среднем образовании», утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 140 от 15 марта 2017 года.
Выборочный класс организуется за счёт имеющегося контингента учащихся 7-11 классов в общеобразовательном среднем образовательном учреждении.
8. В общеобразовательных учреждениях может быть организован выборочный класс по нескольким направлениям. При этом выборочный класс организуется даже в том случае, если в образовательном учреждении имеется только один класс из 7-11 классов.
При этом рекомендуется организовать выборочные занятия по следующим направлениям:
1 направление: для 7-11 класса — филология;
2 направление: для 7-11 класса — иностранные языки;
3 направление: для 7-11 класса — финансово-экономическое направление;
4 направление: для 7-11 класса — веб-фрилансер (заработок через интернет);
5 направление: для 7-11 класса – инженерия (технология);
6 направление: для 7-11 класса — естественные науки;
7 направление: для 7-11 класса — социально-гуманитарное направление;
8 направление: для 7-11 класса — начальное образование;
9 направление: для 7-11 класса – химико-технологическое направление;
10 направление: для 7-11 класса — география и геология;
11 направление: для 7-11 класса — дошкольное образование и психология;
12 направление: для 7-11 класса — история и археология;
13 направление: для 7-11 класса — туризм;
14 направление: для 7-11 класса — юриспруденция;
15 направление: для 7-11 класса — социальная работа;
16 направление: для 7-11 класса — деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения и жизнедеятельности;
17 направление: для 7-11 класса — спорт:
18 направление: для 10-11 класса — военно-патриотическая направленность.
9. В соответствующем выборочном классе общеобразовательных средних учебных заведений образовательный процесс осуществляется только в одном направлении. Одному классу не разрешается выбирать два направления.
10. Направление выборочного класса определяется путем проведения опроса среди учащихся соответствующего классного отделения.
11. В школе будет сформирована отборочная комиссия, которая проведёт опрос среди учащихся и подведет итоги.
Состав отборочной комиссии формируется следующим образом:
председатель комиссии — заместитель директора школы по воспитательной работе;
в состав комиссии войдут школьный психолог, нынешние классные руководители, руководители метод объединений и представитель от родителей;
При этом не допускается включение в состав отборочной комиссии учителей-предметников (за исключением руководителей методических объединений, классных руководителей).
12. Форма проведения опроса по выбору определяется комиссией.
13. В процессе проведения опроса, направленного на определение направления выбора класса среди учащихся, родители также могут принять участие вместе со своими детьми. При этом один ученик выбирает только одно направление.
14. В целях обеспечения прозрачности процесса проведения опроса и подведения итогов, установления общественного контроля члены наблюдательного совета школы могут участвовать в этих процессах в качестве наблюдателей.
15. Если в результате опроса количество учащихся, желающих учиться в соответствующем выборочном классе, превышает 35 человек, в этом случае учащиеся принимаются в выборочный класс на основании результатов тестирования по соответствующему предмету, которое организуется приемной комиссией. Ученик, который не смог сдать тест, продолжает учиться в традиционном классе.
Если количество учащихся, желающих обучаться в выборочном классе, не превышает 35, то учащиеся принимаются в выборочный класс без испытания. Кроме того, если в школе имеется только один соответствующий класс, в этом случае, независимо от количества учащихся в этом классе, все учащиеся допускаются в выборочный класс без тестирования.
16. Родители пишут заявление на имя директора о приёме их детей в выборочный класс.
17. Учащимся не разрешается переводиться из класса выборочного класса в класс традиционного или из класса традиционного класса в класс выборочного в течение учебного года.
18. Учащиеся распределяются по классам пропорционально количеству занятий по тому направлению, которое они выбрали больше всего. В этом случае количество классов не должно превышать количество соответствующих доступных классов.
19. Заместитель директора школы по учебной работе и руководители метод объединений готовят информацию о направлении класса по выбору, предметах по выбору, классном часе, списке учащихся, классном руководителе и преподавателях, преподающих эти предметы.
20. Эта информация обсуждается на педагогическом совете школы, на котором принимается соответствующее решение о направлении конкурсного класса, о преподавателях конкурсного предмета, об их классном часе, об определении классного руководителя, утверждении списка учащихся. На основании решения данного педсовета издается приказ директора школы.