Разработка открытого урока «Семейство сельдерейные (зонтичные)» (видео)

В рамках месяца биологии преподаватель II-степени Специализированной Государственной школы-интернат «Умид» при ОблОНО Джизакской области Жахоналиева Мархабо Тулкиновна провела открытый урок с использованием ИКТ в  6«В» классе по теме «Семейство сельдерейные (зонтичные)». Основной целью урока было заинтерисовать учеников к предмету биология, обеспечить усвоение учащимися теорий, понятий, фактов, признаков, особенностей и т.д.; повторить, систематизировать, обобщить знания; сформировать умения, навыки; устранить пробелы в знаниях.

Технологическая карта урока

 

Тема: «Семейство сельдерейные (зонтичные)»
Тип урока: урок-игра с элементами коллоквиума.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи. Закрепление основных экологических понятий (уровни организации живого, вид, популяция, экосистема, потоки вещества и энергии в экосистеме, биогеоценоз), частных экологических понятий (критерии вида, экологические факторы, адаптации, продуктивность сообщества), необходимых опорных знаний (биологическая классификация); продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, интернетом, ПК, интерактивной доской); специальных умений и навыков (наблюдать, исследовать живые объекты, сравнивать, анализировать, делать выводы).
  • Воспитательные задачи. Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны природы (экологическое воспитание), помочь ощутить красоту и гармонию природных объектов (эстетическое воспитание), в целях профилактики утомления учащихся, помочь применить различные виды деятельности при подготовке к уроку и проведении его (физическое воспитание, применение здоровье сберегающих технологий).
  • Развивающие задачи. Формировать умения: наблюдательность, точность в выполнении задания, выделять главное в изучаемом материале, проводить элементарные аналитические действия, делать выводы, рецензировать выводы своих товарищей.

Цели урока: систематизировать, углубить и расширить знания о виде, популяции; об особенностях структуры и функционирования природных сообществ; о закономерных изменениях экосистем.

Оборудование: интерактивная доска, фотографии, мультимедийный проектор.

Подготовка к уроку

Класс делится на 3 части: две части — две команды «Расцвет» и «Закат» по 10 человек и команда-жюри (5 человек)

На предыдущем уроке дается следующее домашнее задание: общая часть— повторить параграфы: 4.1-4.3; 5.1-5.5 соответствующих глав из учебника; приводится список популяций шести видов (борщевик, крыса серая, ротан, тигр амурский, ландыш, осетр), используя учебник, периодические издания, Интернет учащиеся должны максимально возможно ответить на вопросы, характеризующие состояние популяции в настоящее время.

Список вопросов, характеризующих состояние популяции по численности:

  • темпы роста или убыли;
  • рождаемость или смертность;
  • темпы эмиграции или иммиграции;
  • плотность;
  • возрастная и половая структура;
  • распределение в пространстве (расселение,
    влияние условий: засухи, дожди, заморозки,
    наводнения и др; хищников, паразитов, болезней,
    друг на друга- внутри видовое) [7].; особая часть
    (командная) — пристальное внимание уделить «своим» трем популяциям, подумать над вопросом:
    «Какое место занимают виды в биоценозах, в вещественно- энергетическом потоке?» Члены жюри
    дома прорабатывают шесть видов и вопрос.

Жюри имеют по 3 разноцветных карточки, для голосования — выражения согласия или несогласия с высказываниями команд: красная -не согласен; зеленая — согласен; желтая — не полностью согласен.

Столы в кабинете расставлены таким образом, чтобы члены команд находились лицом друг другу, видели жюри и учителя; жюри расположено между командами; учитель- между командами, напротив жюри. То есть столы поставлены квадратом.

Учитель ведет «протокол», отмечая работу и активность каждого учащегося на уроке.

Ход урока

Команда «Расцвет» первая начинает представлять список популяций видов, считающихся в команде наиболее успешными. Она готова фактическим материалом доказать соперникам и жюри свою правоту. В список входят: борщевик, крыса серая, ротан.

Борщевик Сосновского

Семейство Сельдерейные (Apiaceae) или Зонтичные (Umbelliferae).

За мощный облик борщевик прозван ботаниками травой Геракла (Heracleum).

Многолетнее травянистое растение высотой от 50 до 250 см. Зеленые части при повреждении издают неприятный запах. В первый год развивается прикорневая розетка, во второй — стебель и семена. Цветки бело-зеленоватые, иногда розовые в виде крупных многолучевых зонтиков. Семена созревают в июле, легко осыпаются.

В средней полосе России в мае начинается цветение борщевика Сосновского — огромного
трехметрового растения, произрастающего обычно по обочинам дорог, оград дачных участков, на лесных полянах и опушках.

Он содержит особые вещества — фурокумарины, которые действуют как фотосенсибилизаторы: при попадании на кожу они делают ее чувствительной к солнцу. Под воздействием солнечного облучения способен вызывать ожоги кожи, поэтому собирать растение нужно в перчатках. Листья имеют сильный ароматический запах и горьковатый привкус из-за большого количества эфирных масел и кумаринов. Цветущие борщевики дают пчелам нектар и светловато-серую пыльцу. На соцветиях борщевика часто копошатся десятки пчел. Их привлекает не только нектар, но и пыльца, служащая для пчел белковым кормом и источником жиров, витаминов, минеральных веществ.- г

Команда «Закат» находит слабые места в «доказательствах» команды «Расцвет». Или ограничения, при которых соблюдаются утверждения соперников. Все приведенные фактические данные одной командой и критика, дополнения другой оценивается жюри, фиксируется учителем.

Ландыш.

Цветок этот знаменит и очень популярен. Однако вряд ли он стал бы столь знаменитым и популярным, если бы не был еще и так распространен. Он не просто растет во многих лесах восточного полушария, а встречается в изобилии И вдруг — ландыш объявляется охраняемым, его берут под защиту:

Вот еще один пример процветающего, благополучного вида, ставшего неблагополучным!
Но как же так могло случится? Еще недавно мало кто возвращался из весеннего леса без букетика (а то и букетов) ландышей. Как приятно смотреть на него в комнате, как приятно подарить такой букетик подруге. Но сколько таких букетиков вывезено из леса, сколько в результате погублено цветов?! Его в больших количествах заготавливают для фармакологической промышленности и часто делают это не умело, не зная, как, когда и что надо заготавливать. Для приготовления лекарств годится ландыш собранный только весной, в другоевремя года — бесполезное уничтожение растения. Кроме того, нужно знать особенности этого растения. Первый год ландыш — сеянец (растение, появившееся из семени) скрывается под землей. Лишь на второй год появляется зеленый лист. Любопытно, что он до того туго скручен, будто копьем пробивает землю, но постепенно раскручивается и появляется второй. Оба листа как бы сложены фунтиком и напоминают воронку, в нее попадает вода и благодаря этой воронке прямо проводится к корешкам.

К осени в земле образуется толстое корневище. Оно растет (примерно сантиметров на 15 в год), разрастается, выбрасывает много длинных шнуров. Из них появляются на поверхности новые листья. Придя на какую — ни будь полянку, можно увидеть густые заросли ландыша. Это растения с одним корневищем. Растение из-за этого очень уязвимо: достаточно повредить хоть небольшую часть корневища, погибнет вся заросль ландыша на полянке.

Нужно всегда помнить о ядовитости этого растения.

В этом представлении ослабленных популяций видов, команда «Расцвет» ищет неточности и ограничения — «слабые места» в доказательной базе соперников, под бдительным оком жюри и учителя.

После выступления-презентации одной команды и анализа ее доказательств другой командой, слово передается жюри. Происходит голосование, если нужно словесный комментарий.

После подведения итогов первого задания, учитель дает второе здание. Оно предусматривает совместную самостоятельную групповую работу внутри команды, на основе знаний, полученных учащимися ранее. Время дается 1 минута. Вопрос задания: «Найдите место каждой из представленных Вами популяций в вещественно энергетическом потоке в биоценозе».

После истечения отведенного времени, команды, по — очереди, высказываются. Анализ высказываний командой соперников приветствуется. Выслушав все мнения, жюри выдает свой вердикт. В  заключение урока член жюри декламирует фрагмент стихотворения Е.
Матусовской «Предостережение»:

Сынок, не раздави жука и муравья
И не прерви существованья крапчатой коровки,
Чтоб чьим-нибудь движением неловким
Не оборвалась так же жизнь твоя.
Представь: однажды летом, поутру
Другой, тебе неведомый мальчишка,
Соскучившись весь день сидеть над книжкой,
Иную ищет для себя игру.
Теперь попробуй разгляди ребенка,
Взгляни-ка вверх да придержи кепчонку:
За облаками скрылась голова,
Громоподобны детские слова:
Он более на месте быть не может.
И там уже примяты дерева,
Где след пролег от пятилетних ножек.
Смотри, сейчас он на поляну выйдет.
Шагнул и не взглянул (а взглянет — не увидит).
Одно движенье, и среди бела дня
Нет ни тебя, ни дома, ни меня:
Сынок, шагай да выбирай тропинку,
Не мни цветок и не ломай травинку
И резвость бега умеряй слегка,
Чтоб обогнуть ползущего жука.

 


Посадка моркови (видео)

 

скачать

🔥1.9 K раз просмотрено

Добавить комментарий

55863853