Каждый день мы идем в школу, видим вокруг, держим в руках и пользуемся привычными для нас школьными предметами: партами, доской, тетрадями, дневниками, карандашами, альбомами, пластилином… Мы настолько привыкли к словам «учебник», «карандаш», «ручка» и другим, что, может быть, и не задумываемся над тем, как они возникли?
А давайте задумаемся, почему они так называются? Что обозначали первоначально? Откуда они явились в наш язык? Мне захотелось ответить на эти вопросы. Оказывается, можно много интересного узнать, исследуя данный вопрос. Проблема происхождения названий школьных принадлежностей интересна для людей. Все учились в школе и задавались вопросом: «Почему так названы те или иные школьные предметы?» Мое исследование, я думаю, будет интересным для школьников и их родителей.
А как рождаются слова, названия? Можно ли разгадать тайну того или иного наименования? Конечно, можно! Этим занимаются ученые-этимологи.
Этимология зародилась в Древней Греции. Это наука о происхождении и истории слов. Слово для нас является важнейшим средством общения, средством восприятия произведений художественной литературы. Но слово представляет интерес и само по себе: у каждого слова своё происхождение, своя история, своё значение. Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать. И конечно, тут не обойтись без самой разнообразной литературы — захочется заглянуть в энциклопедии и словари, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Придется рассуждать, логически мыслить, сопоставлять. Зато результат того стоит. Ведь этимология — наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия.
Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.
2.История происхождения названий школьных предметов
Сегодня я хочу рассказать об истории происхождения названия некоторых школьных предметов.
Оказывается, слово школа придумали древние греки. Вот только их «схолэ» означало не учебное заведение, а «досуг», «праздность», «отдых». То есть очень приятное времяпрепровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу – как очень приятное и полезное занятие. И надо сказать, они были правы. Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках.
Слово доска пришло к нам из древнего Рима. Происходит оно от слова «дискус» — кружок, блюдо. То есть что-то круглое и светлое, а не прямоугольное и темное.
Слово парта – тоже иностранное. Оно от немецкого – «апарт», и означает «раздельно, обособленно». А мы привыкли видеть парты в классных комнатах, где их находится не менее пяти-шести.
Портфель – слово французского происхождения, появилось в России в начале 20 века. Первая часть этого слова — «порт» — означает «нести», вторая — «фель» — лист. Портфель назвали так потому, что в нем носят листы, бумаги, книги, тетради.
Рюкзак – слово немецкое, а ранец – чешское. Но переводятся они одинаково: «заплечная сумка». В русский язык оба слова пришли из немецкого, причем ранец обозначал уже не сумку, а заплечный солдатский ящик. Вот так, мы уже в школе используем военную терминологию.
Посмотрим, что лежит у нас в рюкзаках и ранцах?
Учебник. Почему он так называется? Оказывается, были в древнерусском языке слова «учити», «учитися», «ученье», «ученый», «учитель», «ученикъ», «учьба» (учеба). В памятниках начала XI века встречается и слово «укъ» — «учение». Именно древний корень -ук, восходящий к созвучному индоевропейскому, и был прародителем этих слов и многих других, например, «наука», «навык». Слова, от него образованные, есть во многих славянских языках. А означал индоевропейский ук — «приучаться», «привыкать», «доверять». И вот для того, чтобы мы чему-то научились, появились учебники.
А слову тетради мы обязаны грекам. «Тетра» — четыре, четырехугольник. Первые тетради делали из листа бумаги, сложенного вчетверо. Лист разрезали, сшивали на сгибе, получалась четвертушка, или тетрадь. Сейчас у тетради может быть сколько угодно листов, но называется она все так же. Интересна история появления тетради. Раньше люди писали в восковых тетрадках, которые появились еще во времена древних греков. Это были деревянные дощечки, покрытые воском коричневого или черного цвета. Их связывали шнуром в книжечку и писали палочкой, которая была одновременно и карандашом и ластиком. Один конец был заострен, а другой тупой, в виде лопаточки, им стирали все написанное. Кроме восковых в старину были и железные тетради, вернее дочечки , на которых не писали, а вырезали буквы острым резцом. Вот такие тетрадки были тогда у школьников.
Бумага – «бомбаджио» – итальянское и переводится как «вата». То есть получается, что пишем мы на «четырехугольной вате».
Папка. Со второй половины 18 века в русский язык вошло немецкое слово рappe — папа, причём сначала оно писалось паппа. В языке-источнике слово имело разные смыслы: «каша», «клей», «картон». Из папки-картона делали разные коробки и футляры. Потом название материала перенесли на изделие из него: папкой стали именовать плотную обложку для хранения и ношения бумаг, рисунков, тетрадей.
Дневник. Это слово древнерусское, и образовано оно от корня дн — (день) с помощью суффиксов -евн -, -ик (ср.дн/евн/ой. дн/ева/ть). Появилось оно в 18 веке и представляет буквальный перевод (кальку) французского слова «журналь» — «ежедневный, поденный». Интересно, что сейчас у нас живет и французский оригинал (слово журнал) и его русская копия (слово дневник), но значения их различны.
1. Ежедневные записи научных наблюдений во время экспедиций, исследований и т. п. (Путевой дневник, судовой дневник).
2. Записи событий из личной жизни. (Дневник Коли Комарова).
3. Ученическая тетрадь для записи заданий и выставления оценок.
Пенал — для школьника необходимая вещь в портфеле. А произошло оно от латинского слова «пенна», которым называли перо. Поэтому ящичек для хранения перьев назвали пенал.
Карандашию… Это слово пришло к нам из тюрского языка. Раньше оно звучало как каламдас. Так называли заостренный с одного конца камень.
Точилка – образовалось от древнерусского слова «точить» с исходным значением «заставлять бежать».
На уроки рисования в древней римской школе никто с альбомом не ходил, но альбомом пользовался. В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли ее для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народу. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей. Это теперь альбомы стали маленькими, а школьные доски выросли.
Кисточка (название предмета, которым мы раскрашиваем что-либо) – это слово произошло от древнерусского слова «кисть» — в значении предмета, которым мы раскрашиваем рисунки. Является уменьшительным вариантом от слова «кисть», «пучок, связка, ветка».
Ручка (название предмета, которым мы пишем) – это слово произошло от древнерусского слова «ручка» — в значении предмета, за который держатся. Является уменьшительным вариантом от слова «рука», приспособление или часть, за что можно взяться рукой для совершения действия. А первую шариковую ручку в 1938 году изобрел венгр Йозеф Ласло Биро. Он на пару со своим братом Георгом запатентовал новое изобретение. В 1940 году первыми покупателями стали ВВС Великобритании. Дело в том, что пользоваться во время полета перьевыми ручками было совершенно невыносимо: чернила расплески-вались, а ручки текли, заляпывая все вокруг. Шариковые же ручки писали чисто и аккуратно, а чернила в них были достаточно густыми, чтобы не оставлять клякс. Это было только начало. Спустя несколько месяцев братья Биро получили $1 млн. от компании, купившей у них право на производство шариковых ручек в Аргентине. И если англичане делали такие ручки только для пилотов, то аргентинцы запустили их в массовое производство. Так шариковая ручка начала завоевывать весь мир. Недавно армянские археологи обнаружили свиток, датированный 1166 годом, на котором было изображено странное орудие письма. Они попытались воссоздать его при помощи тех средств, которые были указаны на рисунке, — бамбуковый ствол, внутри которого полый шарик с красящей жидкостью. Когда эксперимент был завершен, исследователи с удивлением обнаружили у себя в руках… древнюю шариковую ручку.
Линейка – древнерусское слово. Буквально – «инструмент для проведения линий».
Циркуль знаком каждому человеку со школы, нельзя обойтись без этого инструмента для рисования окружностей и дуг. Само слово «циркуль» происходит от латинского circulus — «круг, окружность, кружок», от латинского же circus — «круг, обруч, кольцо». В русский язык циркуль или циркул пришел от польского cyrkuɫ или немецкого Zirkel. Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент — история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет — судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II — I века до нашей эры).
Почему резинка названа резинкой, это, наверное, всем понятно — она резиновая (латинское резина— «смола»). А откуда второе название – ластик? Тоже из резины, вернее, из каучука — смолы, из которой делают резину. Каучук (в индейских диалектах кау — «дерево», учу — «плакать») по-латыни — gummi elasticus, что значит «упругий», «хорошо растягивающийся», отсюда и ластик. Об этой «индейской стиралке» впервые поведал миру знаменитый мореплаватель Магеллан. Именно индейцы Южной Америки стали первыми собирать тягучий сок тропического дерева гевеи и варить из него каучук.
Пластилин – слово греческое «пластичный, податливый». Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, остается открытым. На изобретение было выдано два патента – один в 1880 году выдали в Германии Францу Колба, а другой – в 1899 году в Великобритании Уильяму Харбуту. Есть еще одна версия того, кто изобрел пластилин. По ней создателем пластилина является Джо Маквикер, который изначально собирался изготовить вещество, предназначенное для чистки обоев. Он отправил образец массы своей родственнице, работающей в детском садике. Детям масса очень понравилась, и постепенно новый материал заменил обычную глину. Этот пластилин изначально был белого цвета. Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.
Клей – древнерусское слово, того же корня, что и глина, глист. Буквально — «вязкое, скользкое вещество».
Звенит звонок – конец урокам. Кстати, звонок – это смесь индоевропейского «свонос» и латинского «сонус». Оба этих слова означают просто «звук».
С большим нетерпением ждут школьники во время учебы каникулы. А что же означает это слово? В буквальном переводе «каникулы» означает «собачонки» от латинского «канис» — собака. Каникулой» — собачонкой именовали римляне звезду Сириус, считая ее, охотничьим псом небесного ловчего Ориона. Когда Сириус появлялся на небосклоне), в Риме начинались самые жаркие летние дни, (происходило это с середины июля до конца августа) и тогда объявлялся перерыв во всех занятиях. Естественно, он и получил название каникулы. Слово перешло в русский язык, и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Мы знаем, что сейчас есть каникулы зимние, осенние и весенние.
Так что же получается? А ровно то, что к изобретению современной школы и ее атрибутов приложили руку практически все страны, сформировавшие современную человеческую цивилизацию.
Автор: Гредякина Анастасия