Рус тилидан очиқ дарс ишланмаси

Ноябрь ойида мактабларда рус тили ва адабиёти фан ойлиги ўтказилиши муносабати билан ушбу фан ўқитувчилари учун дарс ишланмалар, тестлар, назорат ишлари, тарқатма материаллар ва видеодарсларни сайтга жойлаштириб борамиз. Ушбу саҳифамизда эса рус тилидан очиқ дарс ишланмасини юклаб олишингиз мумкин.


Тема: «Буквы о – ё  после шипящих  в корне»

Цели урока: 

  • Образовательная: проверить степень усвоенности ранее изученного материала (правописание корней –раст-, -рос- с чередующимися гласными), довести до сознания учащихся, отчего зависит правописание букв ё и о после шипящих в корне слова.
  • Развивающая: формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку через игру.

Тип урока: открытие нового восприятия материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Ход урока.

1.Организационный момент

В далекой сказочной стране живет веселый, озорной и очень любознательный деревянный человечек. Его зовут Буратино. И вот сегодня Буратино пришел к нам на урок.

Когда он разговаривал со своими друзьями, то делал очень много ошибок в словах. Неправильно ставил ударения, не выговаривал буквы, и чтобы предотвратить эти ошибки и никогда не делать их, он сочинил стихотворения, которые и нам с вами помогут научиться правильно ставить ударения в словах.

2. Орфоэпическая разминка.

А)На Бахче у нас растет,
Как разрежешь, сок течет
Свеж и сладок он на вкус
Называется арбуз

Б). Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог
В ней бывает картотека
Специальный каталог.

В). Много вкусного в саду
У нашей тети Феклы
И малина, и клубника
И конечно, свекла

У Буратино было много друзей. И вот однажды между ними разгорелся спор. Они спорили, какая же буква пишется в корнях – раст-, -рос- А или О? Долго спорили, но так и  не пришли к единому мнению. Наш герой очень огорчился и попросил вас подсказать ему и его друзьям, в каком случае в корнях – раст-, -рос- пишется буква А, а в каком О?

3.Проверка домашнего задания

(Цель: проверить степень усвоения материала и умение применять его на практике)

На доске написаны словосочетания, в которых пропущены буквы в корнях – раст-, -рос-.

пор..сло мхом красивое р…стение

ср…щение кости                               холодная р…са

новая отр…сль                                   выр…щенный хлеб

р…стительный мир                            зеленый р…сток

 

Задание: вставить правильно пропущенную букву, обозначить орфограмму и сформулировать правило. (У доски выполняют задание 2 учащихся).

Ещё 5 учащихся выполняют подобное задание на  индивидуальных карточках. Остальные учащиеся выполняют задание, которое написано на доске, в тетради самостоятельно. Затем идет проверка работы и четко проговаривается изученное правило.

4. Объяснение нового материала и постановка цели урока. (Цель: довести до сознания учащихся, что написание буквы е после шипящих зависит от ударения, научить графически обозначать орфограмму).

Буратино был очень любознательный. Его всегда все интересовало.  И вот однажды, когда Буратино шел по лесу и любовался всем, что его окружало, неожиданно ему на нос свалился желудь. Буратино его поднял, рассмотрел внимательно. Произнес вслух слово «желудь» и задумался, а как же правильно пишется это слово? Он не знает. Давайте поможем ответить ему на этот вопрос.

Посмотрите на таблицу, прочитайте вслух слова, написанные в таблице.

Шёпот

Жёлтый

Шёрстка

Жёлудь

 

Выделите корень в словах.

Поставьте ударение.

Назовите ударную гласную.

После каких согласных стоят ударные гласные? Какой гласный звук слышится в корне под ударение после шипящих?

Какая буква пишется в этом случае?

Какой же вывод мы можем сделать? Попытайтесь самостоятельно сформулировать  правило, в каком же случае после шипящих пишется е.

Формулируется правило. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

5. Проведение физкультминутки.

Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.

В сад пришел наш Буратино,

А в саду крыжовник рос.

Он услышал тихий шорох

За кустом цветущих роз.

Сразу стало интересно.

Он накинул капюшон.

Кто ж за розой? Неизвестно?

Но не испугался он.

Он вперед шагнул бесстрашно.

Треск!.. И разорвался шов.

«Мой капюшон! О, так ужасно!»

И Буратино был таков.

Какие слова вам встретились в этом стихотворение? Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон. Прочитайте их вслух.  Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?

Вывод: есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами – исключениями. Их написание нужно запомнить. Составьте с этими словами словосочетания.

А сейчас мы должны научиться применять данное правило на практике– по учебнику стр. 150. А для этого мы выполним несколько упражнений- 367, 368.

6. Выполнение закрепительных упражнений. Цель: формирование умений и навыков    применения теории на практике.

– задание 1.Записать слова под диктовку, обозначить и прокомментировать изученную орфограмму. (1 ученик у доски остальные в тетради работают)

Желтенький, шепот, шов, шерстка, шорох, жердочка.

– выполнение закрепительных упражнений  из учебника.

– У Буратино есть золотой ключик. Этим ключиком он откроет нам еще одну тайну русского языка. А тайна эта состоит в том, что в русском языке встречаются слова, где после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной, а также иноязычного происхождения. Правописание их нужно запомнить. Это такие слова, как шофер, шоколад, шоссе.

Выполнение упражнений.

– Буратино рассказал еще одну историю, которая приключилась с ним. Она записана на листочках, которые лежат у вас на партах. Давайте прочитаем ее и выполним задания.

Выписать слова с изученной на сегодняшнем уроке орфограммой, обозначить ее. Переписать в тетрадь  первые два предложения, подчеркнуть в них основы. Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Перед Буратино распахнулась дверь одного из магазинов, и он вошел. Хозяин улыбался почетному гостю и  расставлял товары. Здесь было все: шелковые ткани и игрушечные щегольские жокеи на лошадях, вкусные желуди из шоколада и даже черный рыцарский плащ. Но Буратино не мог купить и дешевой расчески; денег у него не было.

И вдруг он вспомнил, что оставил монетку на побе6режье. Буратино побежал назад, схватил монетку, а когда вернулся…

В этом тексте нам встретилось слово жокей

Что обозначает это слово? ( Словарная работа) Жокей – наездник профессионал на скачках, бегах. Придумайте словосочетание с этим словом.

Упражнение- 369, взаимопроверка.

7. Итог урока.

Сегодня на уроке нам во многом помог Буратино. Он стал нашим другом. С его помощью мы узнали много нового. А что же нового мы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Что повторили? 

8. Домашнее задание и выставление оценок. Упражнение №371

🔥9.8 K марта кўрилди

Fikr bildirish

55863853