Разработка урока по русскому языку - Ta’lim / Образование

Выберите язык:

Разработка урока по русскому языку

Так как в ноябре в школах проводятся месяц русского языка и литературы, для учителей на сайте будем публиковать различные разработки уроков по русскому языку и литературе, тесты, образцы контрольных работ, раздаточные материалы и видеоуроки. А в данной странице учителя могут ознакомиться и скачать разработку урока по русскому языку.


Тема: «Буквы о – ё  после шипящих  в корне»

Цели урока: 

  • Образовательная: проверить степень усвоенности ранее изученного материала (правописание корней –раст-, -рос- с чередующимися гласными), довести до сознания учащихся, отчего зависит правописание букв ё и о после шипящих в корне слова.
  • Развивающая: формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку через игру.

Тип урока: открытие нового восприятия материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Ход урока.

1.Организационный момент

В далекой сказочной стране живет веселый, озорной и очень любознательный деревянный человечек. Его зовут Буратино. И вот сегодня Буратино пришел к нам на урок.

Когда он разговаривал со своими друзьями, то делал очень много ошибок в словах. Неправильно ставил ударения, не выговаривал буквы, и чтобы предотвратить эти ошибки и никогда не делать их, он сочинил стихотворения, которые и нам с вами помогут научиться правильно ставить ударения в словах.

2. Орфоэпическая разминка.

А)На Бахче у нас растет,
Как разрежешь, сок течет
Свеж и сладок он на вкус
Называется арбуз

Б). Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог
В ней бывает картотека
Специальный каталог.

В). Много вкусного в саду
У нашей тети Феклы
И малина, и клубника
И конечно, свекла

У Буратино было много друзей. И вот однажды между ними разгорелся спор. Они спорили, какая же буква пишется в корнях – раст-, -рос- А или О? Долго спорили, но так и  не пришли к единому мнению. Наш герой очень огорчился и попросил вас подсказать ему и его друзьям, в каком случае в корнях – раст-, -рос- пишется буква А, а в каком О?

3.Проверка домашнего задания

(Цель: проверить степень усвоения материала и умение применять его на практике)

На доске написаны словосочетания, в которых пропущены буквы в корнях – раст-, -рос-.

пор..сло мхом красивое р…стение

ср…щение кости                               холодная р…са

новая отр…сль                                   выр…щенный хлеб

р…стительный мир                            зеленый р…сток

 

Задание: вставить правильно пропущенную букву, обозначить орфограмму и сформулировать правило. (У доски выполняют задание 2 учащихся).

Ещё 5 учащихся выполняют подобное задание на  индивидуальных карточках. Остальные учащиеся выполняют задание, которое написано на доске, в тетради самостоятельно. Затем идет проверка работы и четко проговаривается изученное правило.

4. Объяснение нового материала и постановка цели урока. (Цель: довести до сознания учащихся, что написание буквы е после шипящих зависит от ударения, научить графически обозначать орфограмму).

Буратино был очень любознательный. Его всегда все интересовало.  И вот однажды, когда Буратино шел по лесу и любовался всем, что его окружало, неожиданно ему на нос свалился желудь. Буратино его поднял, рассмотрел внимательно. Произнес вслух слово «желудь» и задумался, а как же правильно пишется это слово? Он не знает. Давайте поможем ответить ему на этот вопрос.

Посмотрите на таблицу, прочитайте вслух слова, написанные в таблице.

Шёпот

Жёлтый

Шёрстка

Жёлудь

 

Выделите корень в словах.

Поставьте ударение.

Назовите ударную гласную.

После каких согласных стоят ударные гласные? Какой гласный звук слышится в корне под ударение после шипящих?

Какая буква пишется в этом случае?

Какой же вывод мы можем сделать? Попытайтесь самостоятельно сформулировать  правило, в каком же случае после шипящих пишется е.

Формулируется правило. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

5. Проведение физкультминутки.

Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило.

В сад пришел наш Буратино,

А в саду крыжовник рос.

Он услышал тихий шорох

За кустом цветущих роз.

Сразу стало интересно.

Он накинул капюшон.

Кто ж за розой? Неизвестно?

Но не испугался он.

Он вперед шагнул бесстрашно.

Треск!.. И разорвался шов.

«Мой капюшон! О, так ужасно!»

И Буратино был таков.

Какие слова вам встретились в этом стихотворение? Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон. Прочитайте их вслух.  Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением?

Вывод: есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами – исключениями. Их написание нужно запомнить. Составьте с этими словами словосочетания.

А сейчас мы должны научиться применять данное правило на практике— по учебнику стр. 150. А для этого мы выполним несколько упражнений- 367, 368.

6. Выполнение закрепительных упражнений. Цель: формирование умений и навыков    применения теории на практике.

— задание 1.Записать слова под диктовку, обозначить и прокомментировать изученную орфограмму. (1 ученик у доски остальные в тетради работают)

Желтенький, шепот, шов, шерстка, шорох, жердочка.

— выполнение закрепительных упражнений  из учебника.

— У Буратино есть золотой ключик. Этим ключиком он откроет нам еще одну тайну русского языка. А тайна эта состоит в том, что в русском языке встречаются слова, где после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной, а также иноязычного происхождения. Правописание их нужно запомнить. Это такие слова, как шофер, шоколад, шоссе.

Выполнение упражнений.

— Буратино рассказал еще одну историю, которая приключилась с ним. Она записана на листочках, которые лежат у вас на партах. Давайте прочитаем ее и выполним задания.

Выписать слова с изученной на сегодняшнем уроке орфограммой, обозначить ее. Переписать в тетрадь  первые два предложения, подчеркнуть в них основы. Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

Перед Буратино распахнулась дверь одного из магазинов, и он вошел. Хозяин улыбался почетному гостю и  расставлял товары. Здесь было все: шелковые ткани и игрушечные щегольские жокеи на лошадях, вкусные желуди из шоколада и даже черный рыцарский плащ. Но Буратино не мог купить и дешевой расчески; денег у него не было.

И вдруг он вспомнил, что оставил монетку на побе6режье. Буратино побежал назад, схватил монетку, а когда вернулся…

В этом тексте нам встретилось слово жокей

Что обозначает это слово? ( Словарная работа) Жокей – наездник профессионал на скачках, бегах. Придумайте словосочетание с этим словом.

Упражнение- 369, взаимопроверка.

7. Итог урока.

Сегодня на уроке нам во многом помог Буратино. Он стал нашим другом. С его помощью мы узнали много нового. А что же нового мы узнали сегодня на уроке? Что вам больше всего запомнилось, понравилось? Что повторили? 

8. Домашнее задание и выставление оценок. Упражнение №371

Добавить комментарий