Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Организация воспитательного процесса в детских летних лагерях

Данная работа представляет значимость для специалистов по работе с семьей и детьми, классных руководителей, социальных педагогов, работников детских оздоровительных лагерей, а так же всех специалистов, которые в своей работе затрагивают вопросы семьи и детей, работников детских оздоровительных лагерей.

Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания не только руководителей общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования детей, сотрудников региональных и муниципальных органов власти, социальной защиты населения, Центров занятости и управления образованием. Говоря об особенностях организации деятельности детского оздоровительного лагеря при центре социального обслуживания населения, мы подразумеваем в первую очередь категории детей, которые приходят в лагерь. В наши дни путевку в лагерь могут позволить себе не все родители.

Оздоровительный лагерь

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) — это внешкольное воспитательное учреждение, создаваемое с целью оздоровления детей, организации их активного отдыха, удовлетворения интересов и духовных потребностей.

Воспитательная работа в лагере имеет некоторые особенности:
1. Воспитательная работа планируется и строится с учётом того, что дети полностью оторваны от семьи, родительской опеки.
2. Все виды воспитательной работы осуществляются во временных детских коллективах с разным социальным опытом детей, из различных условий жизни и воспитания, из городской или сельской местности.
3. Воспитательная работа строится на принципах добровольного участия детей в различных делах, свободном выборе ими занятий.
4. Кратковременный период существования коллектива требует чёткого начала и завершения каждого дела, обязательной оценки каждого ребёнка, предоставления детям возможности видеть и понимать результаты своего труда.
5. В новом окружении более интенсивно и полно раскрывается личность ребёнка. Иногда в этих условиях можно быстрее увидеть то, что в школе остаётся скрытым, т. е. лучше понять и изучить детскую психологию.
6. В воспитательной работе детский оздоровительного лагеря принимают участие как профессиональные педагоги, так и представители других профессий, студенты, которые часто строят свои взаимоотношения с детьми на основе педагогической интуиции и собственного жизненного опыта.
7. Воспитательная работа строится с учётом выполнения режимных моментов, направлена на поддержание чистоты белья, на выполнение санитарно-гигиенических требований.
8. Воспитательная работа в лагере планируется и осуществляется с учётом использования моря, рек, озёр, леса и т. д., что предполагает специальные работу по предотвращению у детей возможного травматизма и заболеваний.
Главные цели детского оздоровительного лагеря:
— оздоровление детей;
— создание у них хорошего эмоционального настроя;
— внесение игры-романтики в их повседневную жизнь;
— выявление интересов, увлечений детей;
— развитие желания приобрести новые знания, умения, навыки;
— обучение детей действиям в коллективе;
— приобщение к трудовым делам.

Воспитательные задачи:
1. Создать коллектив отряда, уделяя особое внимание развитию детского самоуправления и формированию организационных умений (выполнение трудовых, творческих заданий, поручений, умения отчитываться об их исполнении перед коллективом, умения быть руководителем несложных общих дел и т. д.)
2. Привлечь каждого ребёнка к деятельности через систему поручений, содержание которых существенно отличается от школьных.
3. Научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания.
4. Привить детям санитарно-гигиенические навыки.
5. Развивать волю, воспитывать дисциплинированность при выполнении режимных моментов.
6. Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности.

1.1 Организационная структура лагерной смены

I. Организационный период

Цель вожатого: сплотить детский коллектив для того, чтобы в дальнейшем сделать его инструментом воспитания личности ребёнка, организовать жизнь детей в лагере.

Задачи:
1. Организация жизнедеятельности детей:

— помочь им быстрее узнать друг друга, познакомиться с вожатыми, педагогическим коллективом лагеря;
— помочь раскрыться в лучших своих наклонностях, способностях, знаниях и умениях; разработать общие цели, задачи и перспективы совместной деятельности;
— разработать нормы, требования коллектива относительно каждого его члена;
— сформировать целенаправленный интерес к истории и традициям лагеря; воспитать чувство хозяина в лагере, готовность к совместному труду по его благоустройству, бережное отношение к имуществу лагеря;
2. Оздоровление детей:
— познакомить детей с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания;
— научить детей соблюдать правила внутреннего распорядка.
3. Диагностическая задача:
— изучение детей, диагностика складывающихся отношений в коллективе, изучение интересов, ожиданий детей от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности.

II. Основной период
Цель вожатого: превратить коллектив отряда в инструмент целенаправленного формирования определённых качеств личности ребёнка.
Задачи:
1. Организация жизнедеятельности детей:
— создание условий для организации воспитательной, развивающей и оздоровительной деятельности детей;
— организация общения детей, которое способствует формированию социально-ценностных отношений в коллективе;
— развитие и сплочение коллектива отряда, способного влиять на личность ребёнка;
2. Оздоровление детей:
— воспитывать сознательное отношение детей к укреплению своего здоровья, выполнению режима дня, санитарно-гигиенических требований;
— обеспечить систематические занятия физической культурой и спортом, правильное чередование физических и эмоциональных нагрузок в течение дня и всего периода;
— обеспечить выполнение рекомендаций врача детьми, которые нуждаются во врачебной помощи.
3. Диагностическая задача:
— целенаправленное изучение коллектива отряда (положения отдельных детей в коллективе, успехи в сплочении коллектива, взаимоотношения там же);
Условия, обеспечивающие воспитательный характер деятельности в основной период:
— общая полезная направленность дел;
— творческий подход к содержанию и организации дел;
— обеспечение единства, взаимосвязи воспитательных задач в организации каждого дела;
— разнообразие видов деятельности, добровольное участие в делах, возможность удовлетворить интересы каждого ребёнка; — увеличение объёма и интенсивности общих дел к концу основного периода;
— установление контакта с коллективом других отрядов;
— проведение дел на соревновательной основе;
— организация деятельности через актив.

III. Итоговый период
Цели вожатого:

— предоставить возможность каждому ребёнку узнать себя через коллектив;
— помочь осмыслить и укрепить навыки, приобретённые в лагере, т. е. увлечь детей перспективой самовоспитания;
— проанализировать достигнутый уровень развития коллектива;

1.2 Методические рекомендации по воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях.

Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их развития и воспитания.
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач:
— создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды, благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка, духовной основы его развития;
— использование природных условий для восстановления, сохранения, компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;
— создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в самоутверждении;
— предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению подростков;
— разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы оценки эффективности и результативности.

Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка. Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознать себя личностью.
Другая идея заложена в системном оздоровлении детей и подростков в условиях лагеря, направленном на решение проблемы воспитания здорового человека. Третья идея базируется на придании смене определенного культурологического колорита. Четвертая идея — идея самоорганизации, способности проектировать и организовывать молодым человеком самовоспитание, самообразование, самоопределение.
Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффективного оздоровления детей, организации воспитательного процесса.
Оздоровление включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья, расширение адаптационных возможностей организма, повышение устойчивости к воздействию многообразных факторов, причем здоровье необходимо рассматривать в единстве физических и психических его составляющих.
Основная цель воспитания определена как формирование у каждого ребенка мировоззрения, целостного комплекса социально значимых качеств. Исходя из этого, обозначены следующие задачи воспитательной работы:
• формирование современного мировоззрения — гуманного, нравственного, духовного отношения к окружающему миру;
• развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности, добросовестности и активности в решении практических задач;
• гармоничное, целостно-ориентированное развитие личности ребенка;
• укрепление нравственно-психологического потенциала, высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественно-значимой деятельности.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram! — @idumuz

Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook

🔥430 раз просмотрено

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Расмдаги белгиларни киритинг

*