В годы независимости в нашей стране вопросы повышения степени образовательно-воспитательного качества до уровня, отвечающего современным требованиям заняли приоритетные позиции. В то время, когда все развитые страны мира (и даже некоторые развивающиеся страны) в 21 веке поставили перед собой цель полностью охватить всех детей в общеобразовательный процесс, Узбекистан уже давно успешно решил эту проблему, поставив перед собой очередную задачу повысить качество образования и воспитания, совершенствовать систему образования. Степень охвата детей в общеобразовательный процесс в Узбекистане составляет 99,7 %, что в мире является редким явлением. Осуществляется национальная программа подготовки кадров, начиная с 2009 года внедрено 12-летнее (9 + 3) обязательное бесплатное образование.
В настоящее время для увеличения темпов развития науки, техники и производства требуется переход на качественно новый этап воспитательно-образовательного процесса. Это в свою очередь, возлагает на каждого работника системы, особенно на учителей огромную ответственность. Существует неоспоримая истина – все потраченные старания и действия дают результат через труд учителя в виде хороших знаний и нравственного воспитания ученика. Поэтому от педагогов требуется добросовестный труд, ответственность за светлое будущее народа, отвечать поставленным перед ними высоким требованиям.
Итак, качество и эффективность образования и воспитания в первую очередь зависят от качественного образования. Качественное же образование зависит от хорошего преподавателя, учителя и воспитателя. С момента появления человечества образовался воспитательно-образовательный процесс. С момента образования воспитательно-образовательного процесса перед учителями и наставниками растут и требования. Следует особо отметить, что за словом «хорошо» всегда кроется положительное, эффективное достижение результатов. В частности, хорошего учителя характеризует большое количество учеников, добившихся в жизни высоких результатов и занявших свое определенное место в обществе.
В научных исследованиях сфере в педагогики проведено немало работ на тему «Мастерство учителя», «Образ современного учителя», Профессиональная компетентность учителя». Все работы написаны научным языком, велись исследования в поисках ответа на вопрос «Каким же должен быть современный учитель?» В целях внедрения качественного образования в этом направлении в практику был внедрен ряд простых понятных каждому учителю инновационных технологий «Урок – это святое», «Учи – обучай», «Здоровая среда – здоровое общество», «Безотрывное образование».
Рекомендуем в качестве логического продолжения перечисленных инноваций комплекс организационно-методических мероприятий «Хороший учитель – качественное образование». Данная инновация отличается от предыдущих прежде всего тем, что она вобрала в себя все предыдущие инновации, развила их, а также здесь внедрен метод самоанализа и самооценки.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что хороший учитель должен обладать следующими качествами:
- обладать хорошей профессиональной подготовкой (постоянно быть осведомленным обо всех новых методах по своему предмету);
- уметь эффективно использовать на уроках современные ИКТ;
- достичь на уроке поставленных целей, создать условия и возможности для умственного и духовного развития каждого ученика;
- у каждого учителя на руках должны быть в бумажной и электронной (флешка, компьютер и др.) форме гос.стандарты образования по его предмету, учебные программы, календарно-тематический план, разработки уроков (конспекты). Учитель должен четко обладать всеми этими знаниями;
- кабинет должен быть оформлен в интерактивной форме согласно рекомендаций министерства и быть готовым для проведения урока на высоком уровне;
- ответственно подходить к подготовке каждого урока и к каждому уроку быть тщательно подготовленным;
- в момент посещения урока компетентной комиссией учитель не должен волноваться. Принять меры по устранению конфузных ситуаций;
- создать благоприятные условия для эффективной деятельности кружка. Осуществлять эффективную деятельность кружка;
- все больше привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. При создании кружков учитывать пожелания родителей.
Учитель должен постоянно осознавать, что, как подчеркнуто в рекомендациях «Урок – это святое», тщательная подготовка учителя к уроку – залог успешного и эффективного образования, и осуществлять свою деятельность основываясь на этом.