Метод контрольных вопросов

Метод контрольных вопросов (МКВ) — один из методов психологической активизации творческого процесса. Цель метода — с помощью наводящих вопросов подвести участников процедуры к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами начиная с 20-х годов. Метод контрольных вопросов еще называют сократикои в честь Сократа, владевшего искусством находить истину, задавая наводящие вопросы, или майевтикой («майевтика» по-гречески — повивальное искусство), как искусство помочь людям родить истину.

Суть метода

 

Суть метода заключается в том, что исследователь использует особый список вопросов, на которые он должен ответить, решая свою задачу В США наибольшее распространение получил список вопросов Осборна. В этом списке 9 групп вопросов. Каждый вопрос содержит подпункты. Например, в одной из групп есть вопрос: «Что можно уменьшить?». Он включает подпункты: можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, минимизировать, укоротить, сузить, отделить, раздробить и т. д.
В США используется также список вопросов СУМ (Система Усовершенствованных Методов), рекомендованная министерством внутренних дел США всем компаниям и фирмам. В списке вопросов СУМ есть такие: «Можно ли упростить операцию, совмещая ее с подобными действиями? Можно ли улучшить работу переменой последовательности?».

Метод контрольных вопросов (или МКВ) представляет собой усовершенствованную модификацию метода проб и ошибок. В сущности, каждый вопрос представляет собой пробу (или серию проб). Составляя списки вопросов, их авторы, естественно, отбирают наиболее мощные вопросы, исходя из изобретательского опыта. Поэтому по своей эффективности МКВ превосходит обычный метод проб и ошибок.

Конечно, если подходить к отбору вопросов, не вдумываясь во внутреннюю механику изобретательства, то мы получим просто коллекцию банальностей. Неоспоримые достоинства метода контрольных вопросов заключаются в том, что он прост, универсален и очень эффективен, если, конечно, специалисты будут действовать неспешно и тщательно. Кроме того, применение этого метода не требует специального дополнительного обучения.

Технология проведения метода

Итак, метод контрольных вопросов осуществляется следующим образом:

  1. 1. Четко ставится задача.
  2. 2. Профессионалы формируют возможно более полный (и рациональный!) список контрольных вопросов по выбранной тематике.
  3. 3. Руководитель определяет лиц (временную рабочую группу), способ и сроки ответов на эти вопросы. Если надо, дополняет список вопросов.

 

При ответах на вопросы проясняется ситуация и решаются поставленные задачи. Метод контрольных вопросов может реализовываться в форме монолога, обращенному к самому себе, либо диалога между участниками группы, решающими общую задачу.

Работа метода на примере написания сочинения

Представим себе, что перед школьным классом поставлена задача: написать сочинение. Обдумывая свое будущее сочинение, ученик должен задать себе целую серию контрольных вопросов, ответы на которые и составят канву создаваемого им текста. Предположим, ученикам надо написать сочинение на тему «Образ Родины в поэзии С. А. Есенина». Он начинает свою работу с системы вопросов, которые помогают раскрыть понятие слова “Родина”:

• Что такое Родина? Каким содержанием вы наполняете это понятие?
• Кто и что встает перед вами при упоминании слова «Родина»?
• Какие образы возникают у вас, когда вы представляете себе свою родину? И т. д.

Ответы на эти вопросы можно фиксировать одним-двумя словами на листе бумаги, если работа протекает индивидуально, или на доске во время коллективной работы в классе. Появившиеся слова (например: народ, город, друзья, родные, красота родной природы, теньканье синицы, звон ручья, шелест травы, гордость, любовь, нежность, березки…) станут маяком в написании сочинения. Причем у каждого ученика может быть свой набор этих слов, а значит, и выбор стихотворений Есенина, созвучных душе и чувствам ученика, тоже будет свой.

Читая стихи С. Есенина, каждый собирает свой набор образов Родины. В результате появляется целая серия контрольных вопросов по теме «Образ родины в поэзии С. А. Есенина». Ответы на эти вопросы позволяют выделить микротемы будущего сочинения: картины природы, образ матери, родная хата, страна под названием Русь, ее прошлое, настоящее и будущее, ее народ и отношение поэта ко
всему этому.

Полезные рекомендации

Если метод контрольных вопросов применяется в группе, в задачу каждого участника входит фиксировать идеи, касающиеся рассматриваемой проблемы. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследования на последующие этапы работы. Кроме того, участники фиксируют идеи, пусть даже находящиеся несколько в стороне от основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения. В конце работы участники сдают свои записи руководителю группы для систематизации материалов. Затем следует творческое обсуждение систематизированного материала всеми членами группы. Для выбора окончательного решения используется «мозговая атака» или иной аналогичный метод.


источник: © www.idum.uz
При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна!

🔥335 раз просмотрено

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Расмдаги белгиларни киритинг

*

55863853