Основная задача системы образования и воспитания на сегодня – воспитание подрастающего поколения пламенными патриотами, владеющими современными знаниями, умениями и навыками, людьми, занимающими свое достойное место в обществе, стремящимися к совершенству, гармоничному развитию.
«Самое главное в школе — урок»
Рекомендации по эффективной организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах
На пути реализации такой благородной цели народа в годы независимости под руководством главы нашей страны повышение качества и эффективности образования и воспитания на уровень современных требований стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Так, например, в 2004—2009 годы вновь построена, реконструирована и капитально отремонтирована 8501 школа, все они оснащены компьютерными классами, современным лабораторным оборудованием. В 2011 году построено 45 новых школ, реконструирована 121, капитально отремонтирована 151 школа. Из года в год повышается заработная плата педагогов.
Интенсивное развитие науки и техники, отраслей производства настоятельно требует поднятия на новый уровень в содержательном отношении качества образования и воспитания в образовательных учреждениях. Это, в свою очередь, накладывает еще большую ответственность и ставит задачи перед каждым работником системы, особенно учителями, потому что существует одна неопровержимая истина – все последующие дела, в конце концов, проявляют свои результаты через труд учителя. Следовательно, от педагогов требуется работать на совесть, остро чувствовать ответственность перед светлым будущим, достойно ответить на проявляемую высокую заботу. А это находит свое отражение в организации качественного урока, играющего основную роль в овладении детьми глубокими знаниями.
Каждый учитель должен подходить к любому отдельно взятому уроку как к самому главному, ответственному делу. Вот почему Министерство народного образования предлагает вниманию педагогической общественности для внедрения в образовательный процесс разработанные им рекомендации по эффективной организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах под названием «Дарс — мукаддас». Надеемся, что учителя-подвижники творчески подойдут к данным рекомендациям, обогатив их своим передовым опытом. Примером такого творческого подхода являются, в частности, разработка Ферганским областным управлением народного образования плана мероприятий по внедрению в образовательный процесс настоящих рекомендаций с участием всех учителей и наставников региона, учащихся и их родителей, проведенный Главным управлением народного образования г.Ташкента фестиваль под девизом «Сегодняшний урок глазами учителя».
Уважаемые учителя, мы и от вас ждем соответствующих новостей, инициатив, успехов в деле воспитания детей интеллектуальными, высокообразованными личностями.
I. Реализация мероприятия «Дарс — мукаддас»
Урок – это целевая организация учителем учебно-воспитательного процесса на основе календарно-тематического плана в течение отведенного времени. Следовательно, каждый учитель должен прочувствовать, что проведение урока без основательной подготовки к нему не соответствует человечности, является изменой совести, понять, что свою заработную плату надо получать за честный труд. Ведь основу деятельности каждого учителя-предметника составляют проведение качественного урока, предоставление учащимся хорошего образования и воспитания.
Готовность учителя к уроку условно определяют следующие два этапа:
1. Общая готовность учителя по своему предмету.
2. Ежедневная готовность учителя к каждому уроку.
Общая готовность учителя – процесс, осуществляемый систематически; вбирает в себя в период подготовки к новому учебному году следующее:
-
изучение государственных образовательных стандартов (ГОС), учебной программы, учебного плана и объяснительной записки к ним;
-
ознакомление с содержанием новой научной и методической литературы, связанной с преподаваемым предметом;
-
изучение соответствующих наглядных материалов, учебного оборудования, умение пользоваться ими;
-
расширение своих знаний путем изучения, анализа опыта работы передовых учителей;
-
формирование навыков использования компьютерной техники, повышение мастерства в этом отношении, эффективное применение электронных учебников, текстовых редакторов, информации, размещенной в информационно-образовательном портале ZiyoNET.
Главнейшая задача – ежедневная готовность учителя к уроку.
Подготовка к уроку осуществляется поэтапно:
1-й этап: уточняются новая тема по календарно-тематическому плану и отводимое на нее время (часы);
№ |
Темы | Часы отводимые на изучении темы |
Дата проведения урока (отмечается по расписанию уроков) |
Примечания |
1 |
2-й этап: уточняется, какие понятия (знания, умения и навыки) должны быть сформированы у учащихся согласно ГОС и учебной программе, на этой основе определяются цели урока;
3-й этап: изучаются технические средства, электронные источники, слайды, наглядные и дидактические материалы, используемые по теме, пишется разработка (конспект) урока.
Дата, класс (не обязательно писать отдельные разработки (конспекты) уроков по одной теме для параллельных классов, достаточно одной разработки к одной теме; указываются классы, к примеру, 5 «А», 5 «Б»), отмечается название предмета.
Тема урока (на основе календарно-тематического плана).
Цели урока (желательно, чтобы они были выполняемыми (достигаемыми) в течение 45 минут, четкими, реальными и оцениваемыми (измеряемыми) в конце урока):
а) образовательная: определяется на основе знаний, умений и навыков, формируемых у учащихся в процессе урока;
б) воспитательная: определяется на основе нравственных качеств, формируемых у учащихся в процессе урока;
в) развивающая: определяется на основе знаний и нравственных качеств, подлежащих развитию у учащихся в результате урока.
Вид урока: формирующий новые понятия, знания; развивающий у учащихся знания, умения и навыки; аналитический, контролирующий освоенные учащимися знания, умения и навыки.
Используемые на уроке методы: разумный отбор традиционных, современных, интерактивных методов, служащих эффективному усвоению учащимися изучаемой темы.
Оборудование урока: технические средства, слайды, наглядные и дидактические материалы.
Урок можно структурно разделить на следующие части:
- организационная часть;
- повторение (закрепление) пройденной темы;
объяснение новой темы; - закрепление новой темы;
- оценивание учащихся;
- домашнее задание.
При подготовке разработки урока учителю следует уделить внимание каждой ее части. Разработка (конспект) урока в обязательном порядке должна быть у каждого учителя. Ее содержание и объем (количество страниц) зависят от творческого подхода учителя к проведению урока. В этом деле нельзя устанавливать одинаковые требования, пригодные для всех учителей.
Если у учащихся, которым преподает учитель, высокая успеваемость, хорошие результаты на разных смотрах-конкурсах, не допускается вмешательство в эффективно организуемый им учебный процесс администрации школы и работников органов управления народного образования.
Важно! Разработка урока может быть написана от руки или набрана на компьютере. Для набора ее на компьютере учитель, конечно, должен уметь на нем работать.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе в ходе проверки подготовленной учителем разработки урока для ее утверждения обращает внимание на наличие следующих важнейших документов:
— разработки (конспекта) урока;
— календарно-тематического плана;
— учебной программы;
— учебника.
Одним из факторов, содействующих повышению эффективности образования путем самостоятельной работы над собой и творческих поисков учителей, является систематический анализ уроков. Наблюдение и анализ уроков учителя позволяют делать выводы о его педагогическом мастерстве, системе работы, успеваемости и уровне знаний учащихся, отраслевой и профессиональной способности педагога, дают учителям возможность для взаимообмена опытом. Анализ урока осуществляется в форме наблюдения и изучения.
Заведующим, их заместителям, методистам районных (городских) отделов методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования определено наблюдать и анализировать не менее 2-х уроков в неделю, директорам образовательных учреждений и их заместителям – 4 урока, руководителю предметного методического объединения – 2 урока, учителям – 1 урок в неделю.
Путем наблюдения и анализа урока определяются и анализируются общая подготовка учащихся, активность в овладении знаниями, интерес к учебным предметам, умение самостоятельно работать с учебными материалами и оборудованием, отношение к учителю. При этом в качестве основных критериев принимаются во внимание такие аспекты, как правильная постановка учителем целей урока, оптимальное планирование урочного процесса на основе учебной программы, уровень знания материалов к уроку, умение выделить основную идею в процессе объяснения новой темы, соблюдение принципов научности и наглядности, достижение сотрудничества на уроке, осуществление контроля успеваемости, знаний, умений и навыков, продуктивное использование времени в течение урока, культура педагогического общения.
Следует помнить, что качественный урок – это эффективно усвоенный учащимися урок.
После начала урока никто не вправе мешать этому процессу.
Анализ урока делится на следующие виды:
1. Научный анализ.
2. Психологический анализ.
3. Методический анализ.
4. Дидактический анализ.
5. Общепедагогический анализ (или комплексный анализ, охватывающий все перечисленное).
Системный анализ уроков учителей помогает выработке практико-методических рекомендаций для них, что положительно сказывается на повышении эффективности урока. Основная задача предметных методических объединений образовательных учреждений заключается в активизации взаимообмена опытом и обеспечении эффективной организации на его основе образовательно-воспитательного процесса с привлечением передовых педагогических технологий.
Предметные методобъединения обеспечивают организацию в образовательных учреждениях различных видов занятий в рамках месячников учебных предметов и фестивалей открытых уроков, прежде всего на основе трудных, сложных для изучения тем. В методобъединениях по каждому учебному предмету организуются открытые обсуждения на тему «Как я организую уроки по трудноусваиваемым темам?»
Учителя-предметники добросовестно, по велению души обеспечивают активное участие учащихся в состязаниях по определению качества знаний, участвуют в системе «Устоз—шогирд», мероприятиях «Учись сам и учи других».
II. В качестве одного из факторов, влияющих на повышение качества образования, в классе внедряется система «Ровесники»
Прежде чем внедрить эту систему, заместители директоров по духовно-просветительской работе, классные руководители, учителя-предметники объясняют учащимся смысл слова «ровесник». Для повышения общего образовательного уровня учеников, затрудняющихся в усвоении тем, прикрепляются их одноклассники с высоким уровнем знаний и способностей.
При этом для организации оказания помощи друг другу в выполнении домашних заданий, усвоении сложной (непонятой) темы желательно взаимообразно прикрепить учащихся по близости местожительства, посадить их в классе за одной партой. В результате у учащегося, затруднявшегося в изучении отдельных предметов, в лучшую сторону меняется отношение к ним, повышаются его знания, на основе сотрудничества одноклассников, уважения друг к другу создается доброжелательная атмосфера.
Необходимо эффективно организовать образовательно-воспитательный процесс с учетом личных особенностей, способностей каждого ученика. Так, для создания в классе здоровой среды путем формирования у учащихся навыков самоуправления необходимо внедрить систему «Страж порядка».
Заместитель директора по духовно-просветительской работе, классный руководитель, проведя действенную разъяснительную работу с озорными, физически крепкими, обычно мешающими процессу обучения ребятами, обладающими лидерскими качествами, их назначают стражами порядка.
Учитель, пользуясь интерактивными методиками обучения, направляет усилия учащихся на получение знаний и, отмечая высокую ответственность учеников, назначенных на пост стражей порядка, разъясняет, что тем самым администрация школы, классные руководители, учителя оказали им большое доверие. Эти слова вдохновят и повысят ответственность стражей. Следует учесть, что настоящие рекомендации разработаны не для отчетности, а в целях правильной организации учебного процесса, повышения качества образования. Педагогические коллективы, относясь к ним творчески, смогут на их основе разработать свои собственные простые, но действенные методы.