Черно-белые полоски на упаковке большинства товаров, которыe мы покупаем в магазинах, уже давно нас не удивляют. Между тем этими знаками оснащено 99% товаров, которые мы покупаем в магазинах. Для чего же придуманы штрих коды? Постараемся узнать это в данной статье.
История изобретения штрих кода
Штрих код – это передовая технология, давшая людям возможность вводить и извлекать значительные объемы данных из относительно небольших изображений.
В 1932ом году возникла предпосылка возникновения штрих кода. Идея была предложена американским студентом Уоллесом Флинтом. В Высшей Школе Экономики и Организации Производства при Гарвардском университете разрабатывался проект для автоматизации торговли. Уолесс Флинт опубликовал базовые тезисы, в которых он описывал модель идеального супермаркета.
Каждому товару в супермаркете соответствовала специальная перфокарта. Покупатели отбирали товар по перфокартам, передавали их менеджеру, который помещал перфокарты в считывающее устройство. После этого приводился в действие ленточный конвейер, и товар автоматически доставлялся со склада на контрольно-кассовый пункт. Покупателю предъявлялся счет, а в инвентарные записи вносились соответствующие изменения. Однако, в то время считывающее оборудование занимало невероятно много места, стоило очень дорого, а американская экономика находилась на пике Великой Депрессии. Проект остался на бумаге.
В 1948 году Бернард Силвер и Норманн Джозеф Вудленд сделали первые шаги в сторону разработки штрих кодов. Они услышали, как директор местной сети продовольственных магазинов обсуждал проблему автоматического считывания информации о продукте при его контроле. Проблема очень заинтересовала Вудленда, и он начал свои исследования.
Первоначально Вудленд использовал ультрафиолетовые чернила для маркировки товара, однако чернила оказались слишком дорогими и ненадежными. Спустя некоторое время Вудленд изобрел линейный штрих-код, используя известные на тот момент способы кодирования информации: азбуку Морзе и звуковые дорожки. Ученый вытянул точки и тире в азбуке Морзе, получив последовательность черных и белых полос. Для чтения данных полос он приспособил метод озвучки кинофильмов, заключающийся в преобразовании элементов различного уровня прозрачности на пленке в звук. Позднее Вудленд посчитал, что код в виде концентрических окружностей будет гораздо удобнее для считывания с любого угла, чем код, составленный из прямых линий.
20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на патент под названием «Метод классификации и соответствующее устройство». Патент был получен 7 октября 1952 года.
Первым товаром, прошедшим под лучом сканера на кассовом аппарате была упаковка жевательной резинки Wrigley’s. Упаковка, состоящая из 10 пачек жвачки Juicy Fruit была продана 26 июня 1974.
Появление различных видов штрих кода
Прошло много лет, прежде чем идеи и разработки Вурленда воплотились в жизнь. Норманн Джозеф Вудленд совместно с Джорджем Лаурером разработали версию наиболее популярного на сегодняшний день штрих кода – «Универсальный товарный код» (UPC — Universal Product Code). 3 апреля 1973 года по праву считается официальным днем рождения штрих-кода.
В Западной Европе для идентификации потребительских товаров с 1977 года стала применяться аналогичная система под названием «Европейский артикул» (EAN — European Article Numbering). Европейская система кодирования является разновидностью UPC. Код EAN представляет собой набор цифр от 0 до 9. Все кодовое обозначение может выражаться восемью (EAN-8) или тринадцатью (EAN-13) цифрами. Сокращенный символ (EAN-8) используется для маркировки товаров малых размеров.
Американский и западноевропейский коды совместимы. Единственная разница между ними заключается в том, что код UPC содержит 12 знаков, а код EAN-13 Широко известна также западногерманская система кодирования: BAN (Bunaeseinheitliche Artikelnummer).
Существует более 50 систем штрихового кодирования. Активно применяются четыре из них:
* UPC;
* код 39 (Code 39) высокой, средней и низкой плотности;
* код «2 из 5″(Interleaved 2-of-5);
* код Codabar.
В международной практике наибольшее распространение получили коды EAN. В зависимости от применения существует три группы товарных кодов EAN:
* международные;
* национальные;
* локальные.
Международные коды используются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой.
Национальные коды могут использоваться только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости могут быть прочитаны и в другой стране.
Локальные коды могут быть использованы торговым предприятием только в системе управления данного предприятия и преследуют вполне определенные цели.
История промышленного применения штрих кода
В 50х годах инженер Давид Коллинз столкнулся с кропотливой и нудной работой – сортировкой вагонов, — на Пенсильванской железной дороге. Вагоны нужно было считать, оперативно узнавать номера, проверять документы и сортировать. Эта процедура занимала большое количество времени и не гарантировала безошибочность ее выполнения.
Коллинзу пришла идея освещать номера вагонов и считывать их с помощью фотоэлементов. Для упрощения считывания информации инженер предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, составленным из желтых и синих полос.
В 1968ом году Коллинз заменил прожектора лазерным лучом. Размеры сканирующего оборудования уменьшились, меньше стала и сама маркировка.
В конце пятидесятых годов Ассоциация железных дорог США предприняла первые попытки промышленного применения штрих кода. В 1967ом году Ассоциация приняла штрих код под названием «KarTrak». На маркировку 95% парка вагонов ушло 7 лет.
В 1988 году Burington Northern начала применять систему с использованием RFID-меток для отслеживания своих вагонов. Оригинальная система RFID была предложена ещё в 60-е годы. К августу 1991 года маркирование железнодорожных вагонов RFID-метками стало обязательным.
К началу массового промышленного применения штрих кода можно отнести событие 1 сентября 1981 года, когда Министерство обороны США утвердило использование Code 39 для маркировки всей продукции, продаваемой американским вооруженным силам. Эта система получила название LOGMARS и по сей день используется американскими вооруженными силами.
В сентябре 1982 года Почтовая служба США утвердила штриховой код POSTNET для автоматической сортировки почты на основе почтового индекса. К октябрю 1983 года Почтовая служба США (USPS) оснастила почтовые отделения в 100 крупнейших городах оборудованием для автоматической сортировки почты с использованием штрих-кода.
Список штрих-кодов стран
000-139 GS1 США
200-299 Внутренняя нумерация (для свободного использования внутри предприятий)
300-379 GS1 Франция
380 GS1 Болгария
383 GS1 Словения
385 GS1 Хорватия
387 GS1 Босния-Герцеговина
400-440 GS1 Германия
450-459
490-499 GS1 Япония
460-469 GS1 Россия
470 GS1 Кыргызстан
471 GS1 Тайвань
474 GS1 Эстония
475 GS1 Латвия
476 GS1 Азербайджан
477 GS1 Литва
478 GS1 Узбекистан
479 GS1 Шри-Ланка
480 GS1 Филиппины
481 GS1 Беларусь
482 GS1 Украина
484 GS1 Молдова
485 GS1 Армения
486 GS1 Грузия
487 GS1 Казахстан
489 GS1 Гонконг
500-509 GS1 Великобритания
520 GS1 Греция
528 GS1 Ливан
529 GS1 Кипр
530 GS1 Албания
531 GS1 Македония
535 GS1 Мальта
539 GS1 Ирландия
540-549 GS1 Бельгия, Люксембург
560 GS1 Португалия
569 GS1 Исландия
570-579 GS1 Дания
590 GS1 Польша
594 GS1 Румыния
599 GS1 Венгрия
600-601 GS1 Южная Африка
603 GS1 Гана
608 GS1 Бахрейн
609 GS1 Маврикий
611 GS1 Марокко
613 GS1 Алжир
616 GS1 Кения
618 GS1 Кот д’Ивуар
619 GS1 Тунис
621 GS1 Сирия
622 GS1 Египет
624 GS1 Ливия
625 GS1 Иордания
626 GS1 Иран
627 GS1 Кувейт
628 GS1 Саудовская Аравия
629 GS1 ОАЭ
640-649 GS1 Финляндия
690-699 GS1 Китай
700-709 GS1 Норвегия
729 GS1 Израиль
730-739 GS1 Швеция
740 GS1 Гватемала
741 GS1 Сальвадор
742 GS1 Гондурас
743 GS1 Никарагуа
744 GS1 Коста-Рика
745 GS1 Панама
746 GS1 Доминиканская республика
750 GS1 Мексика
754-755 GS1 Канада
759 GS1 Венесуэла
760-769 GS1 Швейцария
770 GS1 Колумбия
773 GS1 Уругвай
775 GS1 Перу
777 GS1 Боливия
779 GS1 Аргентина
780 GS1 Чили
784 GS1 Парагвай
786 GS1 Эквадор
789-790 GS1 Бразилия
800-839 GS1 Италия
840-849 GS1 Испания
850 GS1 Куба
858 GS1 Словакия
859 GS1 Чехия
860 GS1 Сербия и Черногория
865 GS1 Монголия
867 GS1 Северная Корея
869 GS1 Турция
870-879 GS1 Нидерланды
880 GS1 Южная Корея
884 GS1 Камбоджа
885 GS1 Таиланд
888 GS1 Сингапур
890 GS1 Индия
893 GS1 Вьетнам
899 GS1 Индонезия
900-919 GS1 Австрия
930-939 GS1 Австралия
940-949 GS1 Новая Зеландия
950 GS1 Главный офис
955 GS1 Малайзия
958 GS1 Макао
977 Периодические издания, пресса (ISSN)
978-979 Книги (ISBN)
980 Возвратные квитанции
981-982 Валютные купоны
990-999 Купоны