Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие) - Ta’lim / Образование

Выберите язык:

Трудовая деятельность и профессиональное мастерство учителя (методическое пособие)

В данном методическом пособии отражён теоретический материал, интегрирующий основные положения «Педагогики» и «Педагогического мастерства», определяющие структуру педагогической деятельности педагога, сущность и основные компоненты его профессионального мастерства. Особое внимание уделено вопросам формирования и развития педагогического мастерства учителя начальных классов. Данным пособием могут пользоваться студенты дневного и специального заочного отделения, магистранты, учащиеся педагогического колледжа, а также учителя начальной и средней школы.

Содержание

  • Предмет, структура и задачи курса;
  • Основы педагогического мастерства;
  • Формирование и развитие педагогического мастерства;
  • Личностные качества педагога, их роль в профессиональной деятельности;
  • Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства;
  • Педагогическое мастерство учителя;
  • Педагогическое мастерство воспитателя;
  • Педагогическое мастерство руководителя учебно-воспитательного учреждения;
  • Мастерство управления педагогическим общением;
  • Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Введение

В последние годы наблюдается некоторое снижение престижа педагогической профессии среди молодёжи. Одной из причин этого является сложность педагогической профессии, что связано, с одной стороны, с возрастанием материального фактора (как правило, родители стараются приобщить детей к видам деятельности, дающим возможность больше зарабатывать — менеджер, предприниматель, продавец и т.п.), с другой стороны, педагогический труд стал ещё более сложным, поскольку с укреплением рыночных отношений изменилась психология людей, их отношение к школе, к учёбе.

Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессиональной компетентности педагога.

Сегодняшний педагог, где бы он ни работал — в детском саду или школе, в лицее, колледже или вузе, выполняет одновременно несколько функций: обучающую воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств.

Какие из них необходимы учителю начальных классов, призванного формировать у детей 7-11 лет основы гуманитарных, технических и естественных знаний, навыки письма, счета, грамотной речи? Как сам учитель может определить уровень сформированности своего профессионального мастерства? Как он сможет повысить свою квалификацию? На все эти и многие другие вопросы студенты, магистранты, молодые учителя смогут найти достаточно точные и полные ответы в данном пособии.
Надеемся, что пособие будет полезно и для тех, кто не первый год работает учителем и стремится повысить свою квалификацию.

Предмет, структура и задачи курса

1. Введение. Предмет и структура курса

Вопросы педагогического мастерства в современной теории и практике занимают важное место, так как формирование совершенного, здорового, всесторонне развитого поколения — процесс сложный, многоплановый, требующий от педагогов не только глубоких знаний, разнообразных способностей, но и творческого подхода, способности управлять этим процессом в постоянно меняющихся условиях.

Очевидно, что успешное обучение и воспитание молодёжи и подростков в значительной степени связано с идейной убеждённостью, профессиональным мастерством, знаниями и культурой учителя. Современный педагог должен уметь влиять на учащихся, их потребности, интересы. То есть, современной школе нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели. Подготовка таких кадров — важнейшая задача вуза. В решении этой задачи особую роль играет курс «Педагогическое мастерство»

Предмет курса — мастерство учителя-воспитателя, система его формирования и развития.

Структура данного курса включает такие вопросы, как:
– сущность педагогического мастерства;
– личностные качества педагога;
– педагогическая техника и технология;
– актёрское мастерство педагога;
– культура речи и ораторское искусство и другие.

Данное содержание курса должно обеспечивать хорошую профессиональную и творческую подготовку педагогических кадров
2. Задачи курса
1. Дать будущим учителям понятие о педагогическом мастерстве и его составных элементах, о личностных качествах педагога.
2. Раскрыть пути, методы и средства формирования и развития педагогического мастерства.
3. В ходе занятий формировать и развивать у будущих педагогов профессионально значимые знания, умения и навыки.
4. Формировать у студентов умение изучать, обобщать и творчески использовать передовой педагогический опыт.
Все эти задачи должны решаться комплексно, в их единстве, при активном участии каждого студента.
Данный курс тесно связан со многими другими дисциплинами, изучаемыми будущими педагогами.
Во-первых, начальные сведения о профессиональной деятельности учителя студенты получают при изучении курса «Педагогика», в частности, им даётся понятие о профессии педагога, его значении в обществе, о задачах и содержании, методах и формах работы учителя-воспитателя.
Во-вторых, этот курс тесно связан с психологическими дисциплинами, в частности, с общей и педагогической психологией, которые раскрывают психологические особенности педагогического труда, роль психологических процессов (памяти, мышления, воображения, воли и др.) в деятельности учителя, воспитателя.

В-третьих, курс «Педагогическое мастерство» связан также с «Этикой», «Эстетикой», «Логикой», «Культурой речи», так как педагогическая деятельность сложна и многопланова.

Основы педагогического мастерства

1. История понятия «педагогическое мастерство»
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.

Слово «мастерство» в значении «мастер — лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например: мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например: мастер рифмы — поэт, мастер кисти — художник, мастер сцены — актёр и т. д.

Добавить комментарий