Телеграм-канал аттестации педагогических кадров привёл примеры тестовых вопросов по русскому языку, которые были в квалификационных тестах текущего года.
Ниже представлен вопрос (см. ниже) из аттестационных испытаний по предмету «Русский язык (в национальных школах)» и комментарии экспертов к нему.
Данный тест представляет собой задание базового уровня сложности. Оно нацелено на то, чтобы выявить, насколько аттестируемый владеет знаниями по разделу «Лексика», изучаемого в соответствии с действующей учебной программой в 10 классе школ с узбекским и другими языками обучения (Русский язык как иностранный. 10 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / М. Н. Коношонок, Ю. Ю. Мусурманова, М. К. Суванов, М. М. Хакимова; под научной редакции Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский Центр Образования, 2022, стр. 10-13).
Задание представлено в форме Y-3, то есть в виде таблицы на соответствие.
От педагога требуется вычленить из предлагаемого текста «Дружба» и указать номера предложений, в которых использованы синоним, пароним, антоним указанных слов, а также слово, соответствующее данному толкованию.
Мы спросили экспертов, на что обращать внимание при ответе на такие вопросы:
Алгоритм решения данного тестового задания:
1. Прочитайте текст.
2. Сфокусируйте внимание на варианты ответов, данные в правом столбце таблицы. На другие предложения не отвлекайтесь!
3. Найдите синоним (слова, совпадающие или близкие по значению) слова «общество» из предложений №1, №2, №3, №6, №7. (Это слово «окружении» из предложения под №2). Обратите внимание: в других указанных предложениях синонима слова «общество» НЕТ!
4. Найдите антоним (слово, противоположное по значению другому слову) слова «верно» из предложений №1, №2, №3, №6, №7. (Это слово «ошибочно» из предложения под №7). Обратите внимание: в других указанных предложениях антонима слова «верно» НЕТ!
5. Найдите пароним (однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающиеся по написанию и не совпадающие по значению) слова «особенный». (Это слово «особого» из предложения под №3).Обратите внимание: в других указанных предложениях паронима слова «особенный» НЕТ!
6. Найдите слово с лексическим значением «период, ступень в развитии, росте человека, животного, растения». (Это слово «возрастом» из предложения под №6). Обратите внимание: в других указанных предложениях слова с лексическим значением «период, ступень в развитии, росте человека, животного, растения» НЕТ!
7. Предложение под №1 – лишний, неверный ответ.