Обмен опытом – один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Обмен опытом может осуществляться через посещение уроков у коллег. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от нескольких факторов.
Подготовка руководителей к посещению уроков
Основные элементы подготовки:
- Повторить основные определения и понятия.
- Повторить типологию уроков и классификацию методов обучения.
- Изучить технологию личностно-ориентированного обучения.
- Сформулировать цель посещения (скорректировать).
- Просмотреть соответствующий раздел учебной программы и материал имеющихся школьных учебников, желательно просмотреть также методические пособия в помощь учителю.
- Постараться самому мысленно смоделировать предстоящий урок.
- Ответить себе на вопрос: «Знаю ли я об учителе то главное, что характеризует его как педагога — уровень квалификации, отношение к делу, детям, к своему профессиональному росту?«
- Если учитель молодой, недостаточно квалифицированный, провести с ним предварительную беседу за несколько дней до посещения урока, дать свою программу наблюдения на уроках. Познакомиться с тематическими и поурочными планами, выяснить, какие основные затруднения испытывает учитель при подготовке к предстоящему уроку, высказать свои соображения. При этом не забывайте, что поурочный план — это личный документ учителя, и в отношении его нужно давать не указания и директивы, а рекомендации и советы. Учитель может по своему усмотрению использовать старый календарно-тематический план, внося в него коррективы.
Важно! Предварительно беседу до посещения урока в ряде случаев полезно провести совместно с опытным учителем, при этом выяснить учебные возможности учащихся, особенности мотивации. Необходимо познакомить учителя с типичными ошибками при проведении урока и схемой самоанализа урока.
- С помощью записей о ранее посещенных уроках у данного учителя восстановить, какие выводы были сделаны, какие даны советы, предложения.
- В некоторых случаях надо решить, не следует ли пригласить на урок опытного специалиста по данному предме-ту, который сможет более квалифицированно проанализировать, оценить урок по содержанию, методам работы, результативности. Ваша позиция при этом будет выражена в вопросах к обоим учителям.
- Если предлагается посетить не один, а ряд уроков, то необходимо заранее выяснить место и роль изучаемой темы в системе всего учебного курса, мысленно спроекти¬ровать в основных чертах тот учебно-воспитательный процесс, который должен протекать на занятиях, вычленить роль каждого из предстоящих уроков, четко определить основные результаты образования, которые необходимо достичь учащимся по изучаемой теме.
- Готовясь к посещению занятий, следует заранее определить форму выявления результативности обучения, подобрать соответствующие тексты, задания для контрольной работы, тесты, вопросник для проверочной фронтальной беседы с классом и т.д.
Основные первичные понятия
Анализ (разложение) — расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы.
Форма — строение, устройство, система организации, внутренняя структура, неразрывно связанная с определенным содержанием.
Рефлексия (обращение назад) — 1.Размышление, самонаблюдение, самопознание. 2.Форма теоретической деятельности человека направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи
с хозяйственной деятельностью человека.
Тип — 1.Единица расчленения изучаемой реальности в типологии. 2. Высшее подразделение в систематике чего-нибудь.
Вид — подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела — рода.
Структура (строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.
Аспект — точка зрения, с которой рассматривается явление, понятие, перспектива; взгляд на что-нибудь.
Функция — заранее определенная операция над данными.
Общая функция урока — целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и вос-питывающего обучения.
Цель — 1. То к чему стремятся, что надо осуществить. 2.Заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познава-тельного, развивающего и воспитывающего.
Задача — 1. То, что требует исполнения, разрешения. 2. Поручение, задание
Задача обучения — один из методов обучения и проверки знаний и практических навыков учащихся.
Обучение — передача кому-нибудь какие-нибудь знания, умения и навыки.
Обучение — планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя.
Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойст-во: в результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры.
Развитие — процесс перехода от одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, культурной и общественной деятельности.
Воспитание — навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Метод — форма практического и теоретического освоения действительности, исходя из закономерностей изучаемо-го объекта.
Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направлен-ных на достижение целей образования. Эта деятельность проявляется в использовании источников познания, логических приемов, видов познавательной самодеятельности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.
Метод обучения — это осознанный, схематизированный и проектируемый учителем способ деятельности.
Приемы обучения — это одна или несколько конкретных операций, преследующих достижение частных, вспомогательных целей того или иного метода. Связь методов с приемами — одни приемы обслуживают определенные ме-тоды, другие пригодны при всех методах, но при всех условиях они выступают в качестве элементов реализуемых методов и методик обучения, вариантно и по выбору, осуществляемому учителем, выступающих в качестве средств и способов достижения конкретных, частных его целей.
Знания — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.
Умения — способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.
Навыки — умение, созданное упражнениями, привычкой.
Способ — действие или система действий, применяемых при исполнении какой — нибудь работы, при осуществлении чего — нибудь.
Прием — 1. Отдельное действие, движение. 2. Способ в осуществлении чего-нибудь.
Средство — прием, способ действия для достижения чего-нибудь.