Усовершенствованные правила этикета общеобразовательных учебных заведений - Ta’lim / Образование

Выберите язык:

Усовершенствованные правила этикета общеобразовательных учебных заведений

Вашему вниманию предлагаются «Усовершенствованные правила этикета общеобразовательных средних учебных заведений», утвержденным приказом министра дошкольного и школьного образования №282 от 31 августа 2023 года. Прочтя их, вы узнаете, какими правами и обязанностями обладают все участники образовательного процесса. Они объяснят, на каких принципах строятся отношения в школе, что можно и что нельзя в школе, как нужно себя вести всем нам, чтобы спокойно и легко работать. Надеемся, что это поможет нам избежать многих, конфликтных ситуаций неизбежно возникающих в любом коллективе.


Внутренний порядок и правила этикета общеобразовательных учебных заведений


Усовершенствованные правила этикета общеобразовательных средних учебных заведений
(Приказ министра дошкольного и школьного образования
№282 от 31.08.2023 г.)

Усовершенствованные правила этикета общеобразовательного учреждения разработаны на основе таких документов как Конституция Республики Узбекистан в новой редакции, законы Республики Узбекистан «Об образовании», «О государственной молодежной политике», «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», законы «О принципах и гарантиях свободы информации» и постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы духовно-просветительской работы», «О мерах по эффективной организации деятельности Министерства дошкольного и школьного образования и организаций в его системе», постановления Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию взаимодействия института семьи и органов самоуправления граждан с образовательными учреждениями в воспитании гармонично развитого поколения», Постановления Кабинета Министров «Об утверждении концепции непрерывного духовного образования и мер по ее реализации» и «Об утверждении концепции повышения эффективности духовно-просветительской и воспитательной работы в общеобразовательных средних учебных заведениях» и на основе общепризнанных духовно-нравственных принципов разработано для руководящего, педагогического и технического персонала общего среднего образовательного учреждения, а также обучающихся, их родителей или иных законных представителей (далее — участники образовательного процесса).



Глава 1. Общие правила

1. Усовершенствованные правила этикета общеобразовательного учреждения (далее-Правила) устанавливают требования к принципам этикета, нормам поведения участников учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения.

Данные правила направлены на обеспечение гармонии обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении (далее – образовательное учреждение), признание неприкосновенности позиции учителя, создание дружеской и деловой атмосферы, успешное освоение учащимися учебной программы, повышение уважения к человеку и его правам, развитие культуры этикета и общения.

2. Настоящие правила действуют в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Министерства дошкольного и школьного образования, имеют рекомендательный характер для негосударственных и иных видов образовательных учреждений.

3. Целью введения правил является создание здоровой социально-психологической среды в образовательном учреждении, воспитание учащихся на основе требований времени и национальных ценностей, уважительное отношение к личности и ее правам, формирование культуры манер. и общения, формировать высокие морально-этические качества, беречь здоровье обучающихся, заключается в создании доброжелательной среды, позволяющей обеспечить сохранность имущества образовательного учреждения, учебного оборудования и персонала.

4. Правила представляют собой совокупность норм, регламентирующих поведение участников учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и на его территории, на уроках, в перерывах, во время внеурочной деятельности, в мероприятиях, связанных с обучением и воспитанием.

5. Требования настоящих Правил обязательны для участников образовательного процесса на территории образовательного учреждения.



Глава 2. Соблюдение правил участниками образовательного процесса

6. Создание в образовательном учреждении атмосферы прозрачности, сплоченности, толерантности, взаимного доверия, уважения, безопасности, дружбы является одним из важнейших условий взаимодействия участников образовательного процесса.

7. Образовательные учреждения бережно и справедливо относятся к каждому обучающемуся, создают всем обучающимся равные возможности для обучения в образовательном процессе.

Участники учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения:
— решают проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе, в том числе связанные с дисциплиной, в соответствии с законами и подзаконными актами Республики Узбекистан и настоящими Правилами;
— должны руководствоваться уровнем физического, физиологического и психологического развития учащихся, уважать их конфиденциальность, учитывать законные интересы их родителей (семьи), сохранять конфиденциальность личной информации о воспитаннике.

8. Не допускается отстранение ученика от участия в учебном процессе, лишение его заработанных им льгот, а также предоставление необоснованных льгот.

9. На территории образовательного учреждения каждому участнику учебно-воспитательного процесса, а также другим гражданам-посетителям необходимо отключить персональные мобильные средства связи, установить в образовательных учреждениях запираемые ящики в зависимости от их внутренних возможностей (в школьном фойе, классных комнатах и других запираемых помещениях), передать мобильные средства связи при входе в здание образовательного учреждения и рекомендуется после завершения уроков обеспечить процедуру возвращения мобильных устройств.

За соблюдением правил пользования мобильным телефоном педагогическим и техническим персоналом, а также другими лицами, посещающими образовательное учреждение, лично следит руководство школы, за соблюдением правил пользования мобильным телефоном учащимися все педагоги, включая классных руководителей.

В случае продолжения использования телефона в процессе урока, несмотря на предупреждение учителя, в присутствии учителя-предметника, классного руководителя, заместителя директора, психолога (инспектора-психолога) телефон ученика (смартфон, планшет и другие устройства) изымается и директор школы, а также родители или иные законные представители ученика извещаются о ситуации.

После обсуждения ситуации с участием членов Общественного совета и Наблюдательного совета сотрудничества школы «Семья-Махалля-Образовательное учреждение» устройства мобильной связи будут возвращены родителям ученика или иным законным представителям.

Если подобная ситуация повторится одним и тем же обучающимся два и более раза в течение учебного года, родители обучающегося или иные законные представители привлекаются к административной ответственности на основании соответствующей статьи Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан, а ученик(ца) будет включен(а) в профилактический список органов внутренних дел.



10. Участники учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении должны:
– уважать честь и достоинства педагога;
– соблюдение принципов уважения, дружбы, солидарности, честности и справедливости как единой команды в отношениях;
– избегать различных форм насилия и дискриминационного (буллинг) поведения;
– своевременно прибывать на занятия по утвержденному графику;
– организованное шествие по территории и коридорам образовательного учреждения;
– приветствовать друг друга, при этом ученики первыми приветствуют педагогов, младшие-старших (в этих случаях рукопожатие является исключением, и рекомендуется, чтобы пожилые люди или женщины отвечали на него только после того, как они первыми протянули руку);
— педагоги и технический персонал обязаны во время работы одеваться согласно профессиональной этике и требованиям, утвержденным Уставом школы;
— одежда не должна быть слишком тесной или слишком широкой;
— одежда должна быть чистой и выглаженной.

Если в уставе образовательного учреждения не отражены требования к одежде участников образовательного процесса во время их работы, в качестве типового требования рекомендуется следующее:

мужчинам рекомендуется носить – в зависимости от сезона-брюки классического фасона, пиджак-брюки (желательно черного, темно-синего цвета), рубашку (белую, голубую и тому подобное), галстук, туфли (желательно черного цвета);

женщинам рекомендуется носить в зависимости от сезона – юбку в классическом стиле, костюм-юбку (как можно более черного цвета, темно-синего цвета), брюки в классическом стиле в зависимости от температуры воздуха (как можно более черного цвета, темно-синего цвета), блузку, которая не показывает тело открыто (белую, голубую и тому подобное), кофта, туфли на низком каблуке или без каблука (рекомендуется черного цвета);

(Уставом учреждения могут быть внесены изменения в цвет и дополнительные обозначения форменной одежды руководящего и педагогического состава учреждения образования на основании требований данного положения.)

— не должен находиться в одежде, противоречащей общепризнанным национальным традициям, формам и духовно-нравственному воспитанию, либо спортивной (в процессе занятий допускается прогулка учителей физической культуры и предметов начальной допризывной подготовки в специальной или спортивной одежде, а также при проведении на территории образовательного учреждения различных спортивных мероприятий);



Также установлены следующие требования к внешнему виду участников образовательного процесса:

— не иметь пирсинга или татуировок на открытой части тела, волосы должны быть уложены и не окрашены в яркие (необычные) цвета;

— мужчины должны быть чисто выбриты;

— женщины не должны носить украшения или металлические предметы на разных частях тела, кроме ушей и пальцев;

— сотрудники не должны допускать ситуаций личного интереса, вызывающих конфликт интересов в их деятельности;

— каждый сотрудник должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания в педагогической и психологической сфере, а также регулярно участвовать в мероприятиях, способствующих повышению квалификации и уровня профессионализма;

— ознакомление с законами Республики Узбекистан, указами и постановлениями президента Республики Узбекистан, а также решениями и другими нормативными правовыми актами Правительства Республики Узбекистан, направленными на формирование правового сознания и правовой культуры в коллективе и неукоснительно следовать им, быть в курсе всех существующих стандартов, заявлений, рекомендаций.

11. Отношения участников учебно-воспитательного процесса на территории образовательного учреждения должны строиться на принципах взаимного уважения и вежливости, не допускается совершение одной стороной действий, отражающих насилие (буллинг) и дискриминирующих (дискриминация) личность другой;

— родители или иные законные представители учащегося не имеют право вмешиваться в процесс урока в образовательном учреждении, спорные ситуации, возникающие между сторонами, разрешаются только в случае, если они не мешают процессу урока с руководством учреждения (директором и его заместителями) и психологом учреждения;

— в случаях, когда стороны не достигли соглашения по спорным ситуациям, обращаются к представителю органов самоуправления и инспектору-психологу органов внутренних дел, прикрепленным к образовательному учреждению;

— образовательное учреждение в интересах учащегося передает всю информацию родителям или другим законным представителям учащегося;

— педагог должен проявлять позитив и активность в отношениях между образовательным учреждением, семьей и обществом.

12. Педагоги обязаны в течение пяти минут после начала занятий определить посещаемость занятий, предоставить в письменном виде информацию руководству учреждения о хронически и регулярно пропускающих занятия учениках.



13. Требования к учителям:

— не допускать случаев применения физической силы или психологического давления на учащихся;

— не обсуждать личную информацию учащихся в присутствии одноклассников;

— не унижать, публично оскорблять учащихся;

— своевременное информирование руководства учреждения о выезжающих за границу учащихся;

— не вступать в личную вражду с родителями ученика или их законными представителями;

— не использовать информацию об учебном заведении во вред его интересам и репутации или в собственных интересах;

— быть примером для подражания и подавать личный пример учащимся, быть дружелюбным с ними;

— воздержание от действий, противоречащих интересам образовательного учреждения, и предотвращение таких ситуаций;

— незамедлительно уведомить руководство образовательного учреждения в случае возникновения какого-либо неприятного события или инцидента;

— широкая пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, повышение осведомленности о вредных привычках и других разрушительных угрозах, а также о чуждых нашему обществу религиозных экстремистских влияниях, низкоуровневых атаках “массовой культуры” ;

— подробно разъяснять эти правила учащимся на “классном часе”, который проводится каждую пятницу.



14. Требования к учащимся по соблюдению правил этикета:

а) в здании учебного заведения и на его территории:

— использование подходящей для ученика сумки, в которой можно разместить все учебники и учебные материалы по предметам, указанным в расписании уроков;
— приходить в образовательное учреждение за 10-15 минут до начала занятий, в форме учащихся, указанной в уставе школы;
одеваться чисто и скромно, держать волосы в чистоте и порядке;
— содержать в чистоте все помещения, лестницы и коридоры образовательного учреждения, а также спортивные и развлекательные залы, не выбрасывать различный мусор;
— выбрасывание отходов в специально отведенные для этого контейнеры в здании и на территории учреждения;
— не наносить вред имуществу образовательного учреждения (парты, столы, стулья, доски, растения, животные и т.п.) и учебному оборудованию (компьютерное оборудование, лабораторное оборудование, стенды и баннеры в аудиториях);
уважительно относиться к младшим и проявлять уважение к старшим;
— приветствие преподавателей и гостей при встрече;
— поддержание мира в коридорах образовательного учреждения.;

б) во время занятий:

— участие с соответствующим учебником и необходимыми учебными пособиями;
— сосредотачивать время и внимание на целях, имеющих отношение к процессу обучения;
— ученики поднимают руку и спрашивать разрешение, когда хотят обратиться или ответить на вопрос учителя;
соблюдение санитарно-гигиенических и технических правил безопасности;

д) во время перемены:

— содержать свое рабочее место в чистоте и порядке;
— вовремя прийти в класс к следующему уроку;
— подготовка класса к следующему уроку по указанию учителя;
— обеспечение чистоты в классе дежурными учениками во время большой перемены;

е) в столовой учебного заведения:

— мыть руки до и после еды;
— соблюдение установленных правил поведения в местах общественного питания;
— соблюдать порядок «ожидания в очереди» для получения еды и максимально соблюдать социальную дистанцию;
— проявлять уважение к учителям, младшим и девушкам во время ожидания своей очереди;
— не шуметь во время еды;
— соблюдать осторожность при приеме и употреблении горячей и жидкой пищи;
— потребление продуктов и напитков, взятых с кухни, на самой кухне;
— убирать посуду после еды;

ф) в библиотеке учебного заведения:

— быть вежливым с персоналом библиотеки;
— бережное отношение к книгам и оборудованию;
— соблюдение процедур получения и подачи книг;

г) в спортивном зале:

— вход в спортивной одежде и обуви;
— рациональное и эффективное использование спортивного инвентаря;
— возвращение спортивного инвентаря в специально отведенные места после тренировки;
— полное соблюдение установленных процедур спортивного комплекса.

15. В соответствии с правилами этикета учащимся запрещается:



— ношение одежды и внешнего вида, запрещенных уставом образовательного учреждения, в том числе мальчики в шортах, футболках, тапочках, а девочки в короткой, обтягивающей и облегающей тонкой (шелковой) одежде, ношение различных украшений на шее и пальцах рук;

— принижение (дискриминация), использование оскорблений и нецензурных слов, проявление различного (физического, морального и иного) насилия (издевательств) в межличностных отношениях;

— размещение запрещенных законом аудио- и видеоматериалов, не свойственных национальным и общечеловеческим ценностям или связанных с деятельностью образовательного учреждения, а также настроений, направленных на понижение репутации образовательного учреждения, преподавателей и учащихся, в различных социальных сетях или использовать его в различных злонамеренных целях;

— использование во время урока мобильных устройств связи и различных аудиоустройств, запись процесса урока через камеру мобильного устройства связи;

— на компьютерах образовательного учреждения информация, не принадлежащая образовательному учреждению, а также различные видеоматериалы, не соответствующие возрастным особенностям детей, запрещенная религиозная информация, непристойные изображения, любые видео, аудио, пропагандирующие национальную, расовая, этническая, религиозная вражда, насилие, порнографического характера, а также готовить, хранить, использовать и пропагандировать фотоматериалы;

— на территории образовательного учреждения празднование дней рождения, различных праздничных мероприятий, не предусмотренных законодательством Узбекистана.

16. Педагогам и работникам запрещается:

— унижение личности, достоинства членов коллектива и других лиц, проявление психического, физического и иного насилия;

— исключать или не допускать учащихся к занятиям без уважительной причины;

— Задержание учащихся в классе без причины после звонка;

— религиозная пропаганда на уроках;

— прибытие в учебное заведение в состоянии алкогольного опьянения;

— употребление алкогольных и табачных изделий на территории и в здании образовательного учреждения;

— организация на территории и в здании учреждения различных мероприятий, не имеющих отношения к воспитанию и обучению учащихся;

— проведение всех мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях, и подготовительной к ним работы во время уроков.

17. Взаимодействие опытных наставников и молодых педагогов в учебно-воспитательном процессе регулируется традицией «Наставник-ученик».

18. Начало и окончание уроков в образовательном учреждении осуществляется по графику звонков, указанному в Уставе школы.

19. В начале уроков, проводимых в образовательном учреждении:
как только учитель входит в класс, ученики с уважением приветствуют его стоя, единогласно говоря “здравствуйте” (приветствие на соответствующем языке на русском или иностранном языке).;
учитель должен ответить также «здравствуйте» (приветствие на соответствующем языке на русском или иностранном языке) и после его разрешения садиться на ученические места, при этом ученики 1-4 классов в первый классный час учебного дня, ученики 5-11 классов должны относиться к учителю-предметнику, входящему в класс на каждом уроке, в том же порядке.

20. При звонке «Выход» в образовательном учреждении учащиеся покидают класс с разрешения педагога. В свою очередь, от педагога требуется правильно распределить тему урока в соответствии с академическими часами.

Когда учитель выходит из класса, ученики должны проявлять уважение и встать и сказать: «До свидания, берегите себя!».



Глава 3. Порядок стимулирования и принятия мер

21. В течение учебного года участники образовательного процесса, полностью соблюдавшие Правила и послужившие созданию и дальнейшему укреплению морально-этической среды в образовательном учреждении, будут материально и морально поощряться в следующем порядке:
— приказом образовательного учреждения объявляется «Почетный знак», «Благодарственное письмо», рекомендуя к сетевым и государственным наградам;
— награждаются ценными подарками и сувенирами из средств, выделенных вне школы;
— объявляются через страницы учреждения в социальных сетях;
— выдвигаются в номинации «Самый активный ученик», «Самый активный класс»;
— отправляются благодарственные письма ученикам домой, на рабочие места их родителей или на общественные собрания.

22. При нарушение правил к педагогу и работникам применяются дисциплинарные взыскания, основанные на правилах внутреннего трудового распорядка учреждения.

23. При нарушении правил учащимися в отношении них принимаются следующие меры:
— устное или письменное предупреждение родителей или других законных опекунов;
— зачисление учащегося на внутренний контрольный учет учреждения при повторном наблюдении нарушений:
— заниматься с учащегося на основании Инструкции, утвержденной приказом министерства от 18 декабря 2020 г. №308;
— приглашение в учреждение родителей или иных законных представителей, проведение собеседования с прикрепленным к учреждению инспектором-психологом;
— направлять информацию на рабочее место родителей или иных законных представителей обучающихся, безответственно подходящих к воспитанию своего ребенка, или на собрание граждан района.

24. Случаи несоблюдения настоящих Правил будут рассмотрены на Наблюдательном совете образовательного учреждения.



Глава 4. Заключительные правила

25. Участники образовательно-воспитательного процесса знакомятся с этими правилами в начале каждого нового учебного года на «Классных часах», «Родительском собрании» и «Педагогическом совете».

26. Исходя из задач, указанных в настоящих Правилах, каждая средняя общеобразовательная школа совместно с членами Общественного и наблюдательного советов “Семья-Махалля-Образовательное учреждение” разрабатывает и утверждает правила этикета учреждения, исполнение которых обеспечивается лично руководителем школы.

27. Проблемные ситуации, возникающие по вопросам, не отраженным в правилах, решаются в соответствии с действующим законодательством.


 

 


4 идей о “Усовершенствованные правила этикета общеобразовательных учебных заведений

Добавить комментарий