Вашему вниманию предлагаются «Усовершенствованные правила этикета общеобразовательных средних учебных заведений», утвержденным приказом министра дошкольного и школьного образования №282 от 31 августа 2023 года. Прочтя их, вы узнаете, какими правами и обязанностями обладают все участники образовательного процесса. Они объяснят, на каких принципах строятся отношения в школе, что можно и что нельзя в школе, как нужно себя вести всем нам, чтобы спокойно и легко работать. Надеемся, что это поможет нам избежать многих, конфликтных ситуаций неизбежно возникающих в любом коллективе.
Усовершенствованные правила этикета общеобразовательных средних учебных заведений
(Приказ министра дошкольного и школьного образования
№282 от 31.08.2023 г.)
Усовершенствованные правила этикета общеобразовательного учреждения разработаны на основе таких документов как Конституция Республики Узбекистан в новой редакции, законы Республики Узбекистан «Об образовании», «О государственной молодежной политике», «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», законы «О принципах и гарантиях свободы информации» и постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы духовно-просветительской работы», «О мерах по эффективной организации деятельности Министерства дошкольного и школьного образования и организаций в его системе», постановления Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию взаимодействия института семьи и органов самоуправления граждан с образовательными учреждениями в воспитании гармонично развитого поколения», Постановления Кабинета Министров «Об утверждении концепции непрерывного духовного образования и мер по ее реализации» и «Об утверждении концепции повышения эффективности духовно-просветительской и воспитательной работы в общеобразовательных средних учебных заведениях» и на основе общепризнанных духовно-нравственных принципов разработано для руководящего, педагогического и технического персонала общего среднего образовательного учреждения, а также обучающихся, их родителей или иных законных представителей (далее — участники образовательного процесса).
Глава 1. Общие правила
1. Усовершенствованные правила этикета общеобразовательного учреждения (далее-Правила) устанавливают требования к принципам этикета, нормам поведения участников учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения.
Данные правила направлены на обеспечение гармонии обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении (далее – образовательное учреждение), признание неприкосновенности позиции учителя, создание дружеской и деловой атмосферы, успешное освоение учащимися учебной программы, повышение уважения к человеку и его правам, развитие культуры этикета и общения.
2. Настоящие правила действуют в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Министерства дошкольного и школьного образования, имеют рекомендательный характер для негосударственных и иных видов образовательных учреждений.
3. Целью введения правил является создание здоровой социально-психологической среды в образовательном учреждении, воспитание учащихся на основе требований времени и национальных ценностей, уважительное отношение к личности и ее правам, формирование культуры манер. и общения, формировать высокие морально-этические качества, беречь здоровье обучающихся, заключается в создании доброжелательной среды, позволяющей обеспечить сохранность имущества образовательного учреждения, учебного оборудования и персонала.
4. Правила представляют собой совокупность норм, регламентирующих поведение участников учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и на его территории, на уроках, в перерывах, во время внеурочной деятельности, в мероприятиях, связанных с обучением и воспитанием.
5. Требования настоящих Правил обязательны для участников образовательного процесса на территории образовательного учреждения.
Глава 2. Соблюдение правил участниками образовательного процесса
6. Создание в образовательном учреждении атмосферы прозрачности, сплоченности, толерантности, взаимного доверия, уважения, безопасности, дружбы является одним из важнейших условий взаимодействия участников образовательного процесса.
7. Образовательные учреждения бережно и справедливо относятся к каждому обучающемуся, создают всем обучающимся равные возможности для обучения в образовательном процессе.
Участники учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения:
— решают проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе, в том числе связанные с дисциплиной, в соответствии с законами и подзаконными актами Республики Узбекистан и настоящими Правилами;
— должны руководствоваться уровнем физического, физиологического и психологического развития учащихся, уважать их конфиденциальность, учитывать законные интересы их родителей (семьи), сохранять конфиденциальность личной информации о воспитаннике.
8. Не допускается отстранение ученика от участия в учебном процессе, лишение его заработанных им льгот, а также предоставление необоснованных льгот.
9. На территории образовательного учреждения каждому участнику учебно-воспитательного процесса, а также другим гражданам-посетителям необходимо отключить персональные мобильные средства связи, установить в образовательных учреждениях запираемые ящики в зависимости от их внутренних возможностей (в школьном фойе, классных комнатах и других запираемых помещениях), передать мобильные средства связи при входе в здание образовательного учреждения и рекомендуется после завершения уроков обеспечить процедуру возвращения мобильных устройств.
За соблюдением правил пользования мобильным телефоном педагогическим и техническим персоналом, а также другими лицами, посещающими образовательное учреждение, лично следит руководство школы, за соблюдением правил пользования мобильным телефоном учащимися — все педагоги, включая классных руководителей.
В случае продолжения использования телефона в процессе урока, несмотря на предупреждение учителя, в присутствии учителя-предметника, классного руководителя, заместителя директора, психолога (инспектора-психолога) телефон ученика (смартфон, планшет и другие устройства) изымается и директор школы, а также родители или иные законные представители ученика извещаются о ситуации.
После обсуждения ситуации с участием членов Общественного совета и Наблюдательного совета сотрудничества школы «Семья-Махалля-Образовательное учреждение» устройства мобильной связи будут возвращены родителям ученика или иным законным представителям.
Если подобная ситуация повторится одним и тем же обучающимся два и более раза в течение учебного года, родители обучающегося или иные законные представители привлекаются к административной ответственности на основании соответствующей статьи Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан, а ученик(ца) будет включен(а) в профилактический список органов внутренних дел.
10. Участники учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении должны:
– уважать честь и достоинства педагога;
– соблюдение принципов уважения, дружбы, солидарности, честности и справедливости как единой команды в отношениях;
– избегать различных форм насилия и дискриминационного (буллинг) поведения;
– своевременно прибывать на занятия по утвержденному графику;
– организованное шествие по территории и коридорам образовательного учреждения;
– приветствовать друг друга, при этом ученики первыми приветствуют педагогов, младшие-старших (в этих случаях рукопожатие является исключением, и рекомендуется, чтобы пожилые люди или женщины отвечали на него только после того, как они первыми протянули руку);
— педагоги и технический персонал обязаны во время работы одеваться согласно профессиональной этике и требованиям, утвержденным Уставом школы;
— одежда не должна быть слишком тесной или слишком широкой;
— одежда должна быть чистой и выглаженной.
Если в уставе образовательного учреждения не отражены требования к одежде участников образовательного процесса во время их работы, в качестве типового требования рекомендуется следующее:
— мужчинам рекомендуется носить – в зависимости от сезона-брюки классического фасона, пиджак-брюки (желательно черного, темно-синего цвета), рубашку (белую, голубую и тому подобное), галстук, туфли (желательно черного цвета);
— женщинам рекомендуется носить в зависимости от сезона – юбку в классическом стиле, костюм-юбку (как можно более черного цвета, темно-синего цвета), брюки в классическом стиле в зависимости от температуры воздуха (как можно более черного цвета, темно-синего цвета), блузку, которая не показывает тело открыто (белую, голубую и тому подобное), кофта, туфли на низком каблуке или без каблука (рекомендуется черного цвета);
(Уставом учреждения могут быть внесены изменения в цвет и дополнительные обозначения форменной одежды руководящего и педагогического состава учреждения образования на основании требований данного положения.)
— не должен находиться в одежде, противоречащей общепризнанным национальным традициям, формам и духовно-нравственному воспитанию, либо спортивной (в процессе занятий допускается прогулка учителей физической культуры и предметов начальной допризывной подготовки в специальной или спортивной одежде, а также при проведении на территории образовательного учреждения различных спортивных мероприятий);
Также установлены следующие требования к внешнему виду участников образовательного процесса:
— не иметь пирсинга или татуировок на открытой части тела, волосы должны быть уложены и не окрашены в яркие (необычные) цвета;
— мужчины должны быть чисто выбриты;
— женщины не должны носить украшения или металлические предметы на разных частях тела, кроме ушей и пальцев;
— сотрудники не должны допускать ситуаций личного интереса, вызывающих конфликт интересов в их деятельности;
— каждый сотрудник должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания в педагогической и психологической сфере, а также регулярно участвовать в мероприятиях, способствующих повышению квалификации и уровня профессионализма;
— ознакомление с законами Республики Узбекистан, указами и постановлениями президента Республики Узбекистан, а также решениями и другими нормативными правовыми актами Правительства Республики Узбекистан, направленными на формирование правового сознания и правовой культуры в коллективе и неукоснительно следовать им, быть в курсе всех существующих стандартов, заявлений, рекомендаций.
11. Отношения участников учебно-воспитательного процесса на территории образовательного учреждения должны строиться на принципах взаимного уважения и вежливости, не допускается совершение одной стороной действий, отражающих насилие (буллинг) и дискриминирующих (дискриминация) личность другой;
— родители или иные законные представители учащегося не имеют право вмешиваться в процесс урока в образовательном учреждении, спорные ситуации, возникающие между сторонами, разрешаются только в случае, если они не мешают процессу урока с руководством учреждения (директором и его заместителями) и психологом учреждения;
— в случаях, когда стороны не достигли соглашения по спорным ситуациям, обращаются к представителю органов самоуправления и инспектору-психологу органов внутренних дел, прикрепленным к образовательному учреждению;
— образовательное учреждение в интересах учащегося передает всю информацию родителям или другим законным представителям учащегося;
— педагог должен проявлять позитив и активность в отношениях между образовательным учреждением, семьей и обществом.
12. Педагоги обязаны в течение пяти минут после начала занятий определить посещаемость занятий, предоставить в письменном виде информацию руководству учреждения о хронически и регулярно пропускающих занятия учениках.
13. Требования к учителям:
— не допускать случаев применения физической силы или психологического давления на учащихся;
— не обсуждать личную информацию учащихся в присутствии одноклассников;
— не унижать, публично оскорблять учащихся;
— своевременное информирование руководства учреждения о выезжающих за границу учащихся;
— не вступать в личную вражду с родителями ученика или их законными представителями;
— не использовать информацию об учебном заведении во вред его интересам и репутации или в собственных интересах;
— быть примером для подражания и подавать личный пример учащимся, быть дружелюбным с ними;
— воздержание от действий, противоречащих интересам образовательного учреждения, и предотвращение таких ситуаций;
— незамедлительно уведомить руководство образовательного учреждения в случае возникновения какого-либо неприятного события или инцидента;
— широкая пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, повышение осведомленности о вредных привычках и других разрушительных угрозах, а также о чуждых нашему обществу религиозных экстремистских влияниях, низкоуровневых атаках “массовой культуры” ;
— подробно разъяснять эти правила учащимся на “классном часе”, который проводится каждую пятницу.
14. Требования к учащимся по соблюдению правил этикета:
а) в здании учебного заведения и на его территории:
— использование подходящей для ученика сумки, в которой можно разместить все учебники и учебные материалы по предметам, указанным в расписании уроков;
— приходить в образовательное учреждение за 10-15 минут до начала занятий, в форме учащихся, указанной в уставе школы;
— одеваться чисто и скромно, держать волосы в чистоте и порядке;
— содержать в чистоте все помещения, лестницы и коридоры образовательного учреждения, а также спортивные и развлекательные залы, не выбрасывать различный мусор;
— выбрасывание отходов в специально отведенные для этого контейнеры в здании и на территории учреждения;
— не наносить вред имуществу образовательного учреждения (парты, столы, стулья, доски, растения, животные и т.п.) и учебному оборудованию (компьютерное оборудование, лабораторное оборудование, стенды и баннеры в аудиториях);
— уважительно относиться к младшим и проявлять уважение к старшим;
— приветствие преподавателей и гостей при встрече;
— поддержание мира в коридорах образовательного учреждения.;
б) во время занятий:
— участие с соответствующим учебником и необходимыми учебными пособиями;
— сосредотачивать время и внимание на целях, имеющих отношение к процессу обучения;
— ученики поднимают руку и спрашивать разрешение, когда хотят обратиться или ответить на вопрос учителя;
— соблюдение санитарно-гигиенических и технических правил безопасности;
д) во время перемены:
— содержать свое рабочее место в чистоте и порядке;
— вовремя прийти в класс к следующему уроку;
— подготовка класса к следующему уроку по указанию учителя;
— обеспечение чистоты в классе дежурными учениками во время большой перемены;
е) в столовой учебного заведения:
— мыть руки до и после еды;
— соблюдение установленных правил поведения в местах общественного питания;
— соблюдать порядок «ожидания в очереди» для получения еды и максимально соблюдать социальную дистанцию;
— проявлять уважение к учителям, младшим и девушкам во время ожидания своей очереди;
— не шуметь во время еды;
— соблюдать осторожность при приеме и употреблении горячей и жидкой пищи;
— потребление продуктов и напитков, взятых с кухни, на самой кухне;
— убирать посуду после еды;
ф) в библиотеке учебного заведения:
— быть вежливым с персоналом библиотеки;
— бережное отношение к книгам и оборудованию;
— соблюдение процедур получения и подачи книг;
г) в спортивном зале:
— вход в спортивной одежде и обуви;
— рациональное и эффективное использование спортивного инвентаря;
— возвращение спортивного инвентаря в специально отведенные места после тренировки;
— полное соблюдение установленных процедур спортивного комплекса.
15. В соответствии с правилами этикета учащимся запрещается:
— ношение одежды и внешнего вида, запрещенных уставом образовательного учреждения, в том числе мальчики в шортах, футболках, тапочках, а девочки в короткой, обтягивающей и облегающей тонкой (шелковой) одежде, ношение различных украшений на шее и пальцах рук;
— принижение (дискриминация), использование оскорблений и нецензурных слов, проявление различного (физического, морального и иного) насилия (издевательств) в межличностных отношениях;
— размещение запрещенных законом аудио- и видеоматериалов, не свойственных национальным и общечеловеческим ценностям или связанных с деятельностью образовательного учреждения, а также настроений, направленных на понижение репутации образовательного учреждения, преподавателей и учащихся, в различных социальных сетях или использовать его в различных злонамеренных целях;
— использование во время урока мобильных устройств связи и различных аудиоустройств, запись процесса урока через камеру мобильного устройства связи;
— на компьютерах образовательного учреждения информация, не принадлежащая образовательному учреждению, а также различные видеоматериалы, не соответствующие возрастным особенностям детей, запрещенная религиозная информация, непристойные изображения, любые видео, аудио, пропагандирующие национальную, расовая, этническая, религиозная вражда, насилие, порнографического характера, а также готовить, хранить, использовать и пропагандировать фотоматериалы;
— на территории образовательного учреждения празднование дней рождения, различных праздничных мероприятий, не предусмотренных законодательством Узбекистана.
16. Педагогам и работникам запрещается:
— унижение личности, достоинства членов коллектива и других лиц, проявление психического, физического и иного насилия;
— исключать или не допускать учащихся к занятиям без уважительной причины;
— Задержание учащихся в классе без причины после звонка;
— религиозная пропаганда на уроках;
— прибытие в учебное заведение в состоянии алкогольного опьянения;
— употребление алкогольных и табачных изделий на территории и в здании образовательного учреждения;
— организация на территории и в здании учреждения различных мероприятий, не имеющих отношения к воспитанию и обучению учащихся;
— проведение всех мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях, и подготовительной к ним работы во время уроков.
17. Взаимодействие опытных наставников и молодых педагогов в учебно-воспитательном процессе регулируется традицией «Наставник-ученик».
18. Начало и окончание уроков в образовательном учреждении осуществляется по графику звонков, указанному в Уставе школы.
19. В начале уроков, проводимых в образовательном учреждении:
как только учитель входит в класс, ученики с уважением приветствуют его стоя, единогласно говоря “здравствуйте” (приветствие на соответствующем языке на русском или иностранном языке).;
учитель должен ответить также «здравствуйте» (приветствие на соответствующем языке на русском или иностранном языке) и после его разрешения садиться на ученические места, при этом ученики 1-4 классов в первый классный час учебного дня, ученики 5-11 классов должны относиться к учителю-предметнику, входящему в класс на каждом уроке, в том же порядке.
20. При звонке «Выход» в образовательном учреждении учащиеся покидают класс с разрешения педагога. В свою очередь, от педагога требуется правильно распределить тему урока в соответствии с академическими часами.
Когда учитель выходит из класса, ученики должны проявлять уважение и встать и сказать: «До свидания, берегите себя!».
Глава 3. Порядок стимулирования и принятия мер
21. В течение учебного года участники образовательного процесса, полностью соблюдавшие Правила и послужившие созданию и дальнейшему укреплению морально-этической среды в образовательном учреждении, будут материально и морально поощряться в следующем порядке:
— приказом образовательного учреждения объявляется «Почетный знак», «Благодарственное письмо», рекомендуя к сетевым и государственным наградам;
— награждаются ценными подарками и сувенирами из средств, выделенных вне школы;
— объявляются через страницы учреждения в социальных сетях;
— выдвигаются в номинации «Самый активный ученик», «Самый активный класс»;
— отправляются благодарственные письма ученикам домой, на рабочие места их родителей или на общественные собрания.
22. При нарушение правил к педагогу и работникам применяются дисциплинарные взыскания, основанные на правилах внутреннего трудового распорядка учреждения.
23. При нарушении правил учащимися в отношении них принимаются следующие меры:
— устное или письменное предупреждение родителей или других законных опекунов;
— зачисление учащегося на внутренний контрольный учет учреждения при повторном наблюдении нарушений:
— заниматься с учащегося на основании Инструкции, утвержденной приказом министерства от 18 декабря 2020 г. №308;
— приглашение в учреждение родителей или иных законных представителей, проведение собеседования с прикрепленным к учреждению инспектором-психологом;
— направлять информацию на рабочее место родителей или иных законных представителей обучающихся, безответственно подходящих к воспитанию своего ребенка, или на собрание граждан района.
24. Случаи несоблюдения настоящих Правил будут рассмотрены на Наблюдательном совете образовательного учреждения.
Глава 4. Заключительные правила
25. Участники образовательно-воспитательного процесса знакомятся с этими правилами в начале каждого нового учебного года на «Классных часах», «Родительском собрании» и «Педагогическом совете».
26. Исходя из задач, указанных в настоящих Правилах, каждая средняя общеобразовательная школа совместно с членами Общественного и наблюдательного советов “Семья-Махалля-Образовательное учреждение” разрабатывает и утверждает правила этикета учреждения, исполнение которых обеспечивается лично руководителем школы.
27. Проблемные ситуации, возникающие по вопросам, не отраженным в правилах, решаются в соответствии с действующим законодательством.
вы самые лучшие
здравствуйте,
спасибо за статью,было интересно.
не могли бы вы скинуть ссылку источника 1.1 права учащегося пункта 14?
заранее спасибо.
нимага узбекчасини юклаб булмаяпти
Ўзбекча варианти янгиланди. Юклаб олишингиз мумкин.