Вашему вниманию предлагаются «Внутренний порядок и правила этикета общеобразовательных средних учебных заведений», утвержденным приказом министра народного образования №246 от 28 июля 2022 года. Прочтя их, вы узнаете, какими правами и обязанностями обладают все участники образовательного процесса. Они объяснят, на каких принципах строятся отношения в школе, что можно и что нельзя в школе, как нужно себя вести всем нам, чтобы спокойно и легко работать. Надеемся, что это поможет нам избежать многих, конфликтных ситуаций неизбежно возникающих в любом коллективе.
Внутренний порядок и правила этикета общеобразовательных учебных заведений
(Приказ министра образования №246 от 28.06.2022 г.)
Глава 1. Общие правила
1. Правила внутреннего распорядка и этикета общеобразовательного учреждения разработаны на основе таких документов как Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «Об образовании», «О государственной молодежной политике», «О гарантиях прав ребенка», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», законы «О принципах и гарантиях свободы информации» и постановления Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему развитию взаимодействия института семьи и органов самоуправления граждан с образовательными учреждениями в воспитании гармонично развитого поколения» и на основе общепризнанных духовно-нравственных принципов.
2. Правила внутреннего распорядка – порядок и правила, которые должны соблюдаться сотрудниками и обучающимися в учреждении общего среднего образования в процессе образовательного процесса, установленные в нормативных правовых документах, касающихся образования, и уставе учреждения.
Этикет — нормы поведения, установленные в общеобразовательном среднем учебном заведении для сотрудников, учащихся и родителей на основе национальных и общечеловеческих ценностей.
3. Настоящие правила внутреннего распорядка и этикета включают в себя основные принципы, относящиеся к деятельности общего среднего образовательного учреждения духовно-просветительского направления, и являются обязательными для соблюдения коллективом и учащимися общего среднего образовательного учреждения.
4. Правила внутреннего распорядка и этикета общеобразовательного среднего образовательного учреждения (далее — правила) определяют минимальные требования к руководству, педагогическому и техническому персоналу образовательного учреждения (далее – члены коллектива), а также к учащимся, их родителям (или лицам, их заменяющим) в их отношении к нормы этикета, поведения.
5. Данные правила направлены на обеспечение взаимной гармонии обучения и воспитания в общеобразовательном среднем учебном заведении (далее – учебное заведение), признание незыблемости должности учителя, создание дружественной атмосферы, успешное усвоение учащимися учебной программы, повышение уважения к человеку и его правам, а также развитие культура этикета и общения.
6. Данные правила применяются в образовательных учреждениях Министерства народного образования и носят рекомендательный характер для негосударственных и других образовательных учреждений.
7. Целью введения правил является создание здоровой социально-психологической среды в образовательном учреждении, воспитание учащихся на основе требований времени и национальных ценностей, уважительное отношение к личности и ее правам, формирование культуры манер. и общения, формировать высокие морально-этические качества, беречь здоровье обучающихся, заключается в создании доброжелательной среды, позволяющей обеспечить сохранность имущества образовательного учреждения, учебного оборудования и персонала.
8. Правила — это нормы, регулирующие поведение членов коллектива на территории образовательного учреждения, во время занятий и внеклассных мероприятий, перерывов, мероприятий, связанных с обучением и воспитанием.
9. Данные правила обязательны для членов коллектива и обучающихся на территории учебного заведения.
10. Посредством социальных сетей будет проводится широкая пропаганда среди общественности, родителей, педагогических работников образовательных учреждений о соблюдении правил.
Глава 2. Соблюдение правил внутреннего распорядка
11. Прозрачность, сплоченность, взаимное доверие, уважение, забота друг о друге, предотвращение насилия, создание дружественной атмосферы и гармония в образовательном учреждении являются одними из важнейших условий взаимодействия членов коллектива.
12. Педагоги, действующие в образовательных учреждениях, бережно относятся к каждому учащемуся, создают равные возможности для всех учащихся в процессе обучения и решают возникающие проблемы, в том числе конфликтные ситуации, в соответствии с правилами, утвержденными (и доведенными до сведения всех заинтересованных сторон) в соответствии с законодательством, внутренним распорядком образовательного учреждения. Строго соблюдается конфиденциальность личной информации учащихся.
13. Не допускается исключение обучающегося из образовательного процесса по признаку расы, национальности, религиозных убеждений, пола, семейного положения, социального происхождения. При этом нарушение правил не допускается к отстранению от обязательного обучения (за исключением случаев направления в специальное образовательное учреждение по решению суда).
14. Члены коллектива обязаны соблюдать следующие требования в учебном заведении:
— Уважая честь и достоинство педагога, учителя в общении обращаются друг к другу на «Вы»;
— соблюдение руководителем, педагогическим персоналом принципов уважения, дружбы, солидарности и справедливости как единого коллектива во взаимоотношениях;
— предотвращение различных видов дискриминации и насилия, буллингового поведения среди членов коллектива;
— своевременное прибытие членов коллектива на работу в соответствии с утвержденным графиком занятий;
— необходимо ходить по правой стороне территории и коридорам учебного заведения;
— при встрече членов коллектива младшие здороваются первыми со старшими (в этих случаях рукопожатия являются исключением, и пожилым людям или женщинам рекомендуется обмениваться рукопожатием только после того, как они поздороваются первыми);
— члены коллектива должны одеваться соответственно профессии с комфортным и эстетичным вкусом для свободного передвижения в рабочее время;
— одежда должна быть чистой и выглаженной, а одежда не должна быть слишком узкой или слишком широкой;
— мужчинам рекомендуется носить – в зависимости от сезона-брюки классического фасона, пиджак-брюки (желательно черного, темно-синего цвета), рубашку (белую, голубую и тому подобное), галстук, туфли (желательно черного цвета);
— женщинам рекомендуется носить в зависимости от сезона – юбку в классическом стиле, костюм-юбку (как можно более черного цвета, темно-синего цвета), брюки в классическом стиле в зависимости от температуры воздуха (как можно более черного цвета, темно-синего цвета), блузку, которая не показывает тело открыто (белую, голубую и тому подобное), кофта, туфли на низком каблуке;
(Уставом учреждения могут быть внесены изменения в цвет и дополнительные обозначения форменной одежды руководящего и педагогического состава учреждения образования на основании требований данного положения.)
— не должен находиться в одежде, противоречащей общепризнанным национальным традициям, формам и духовно-нравственному воспитанию, либо спортивной (в процессе занятий допускается прогулка учителей физической культуры и предметов начальной допризывной подготовки в специальной или спортивной одежде, а также при проведении на территории образовательного учреждения различных спортивных мероприятий);
к внешнему виду сотрудников предъявляются следующие требования:
— не иметь пирсинга или татуировок на открытой части тела, волосы должны быть уложены и не окрашены в яркие (необычные) цвета;
— женщины не должны носить украшения или металлические предметы на разных частях тела, кроме ушей и пальцев, не должны заметно краситься на лице, не должны отращивать длинные ногти;
— сотрудники демонстрируют примерное поведение для достижения взаимовыгодного сотрудничества в рамках службы с работниками других организаций;
— сотрудники не должны допускать ситуаций личного интереса, вызывающих конфликт интересов в их деятельности;
— каждый сотрудник должен постоянно совершенствовать свои навыки и знания в педагогической и психологической сфере, а также регулярно участвовать в мероприятиях, способствующих повышению квалификации и уровня профессионализма;
— ознакомление с законами Республики Узбекистан, указами и постановлениями президента Республики Узбекистан, а также решениями и другими нормативными правовыми актами Правительства Республики Узбекистан, направленными на формирование правового сознания и правовой культуры в коллективе и неукоснительно следовать им, быть в курсе всех существующих стандартов, заявлений, рекомендаций;
— при возникновении трудностей в осуществлении трудовой деятельности педагог может обратиться за помощью к своим коллегам или помочь коллегам, которые обращаются к нему;
— основываться на принципах взаимного уважения, доверия и прозрачности в отношениях педагогов и родителей;
— сотрудники должны уважительно относиться друг к другу в рамках профессиональной этики, быть готовыми свободно и бескорыстно делиться своими знаниями, навыками и опытом;
— уметь правильно и обоснованно принимать критические замечания во взаимодействии между членами коллектива, следовать необходимым и необходимым рекомендациям критикующего сотрудника;
— руководитель образовательного учреждения обязан обратить особое внимание при рассмотрении обращений граждан (родителей) по вопросам организации деятельности образовательного учреждения прозрачно и открыто.
15. На территории образовательного учреждения отношения членов коллектива с родителями (лицами, их заменяющими) должны строиться на принципах взаимного уважения и вежливости, не допускается совершение актов насилия над личностью другой стороны;
— категорически не допускается вмешательство ответственных организаций и родителей (лиц, их заменяющих) в учебный процесс в образовательном учреждении, любые конфликтные ситуации, возникающие между сторонами, разрешаются только с руководством учреждения (директором и его заместителями) и психологом учреждения, если они не препятствуют учебному процессу;
— В случае возникновения такого конфликта между родителями и учителем, учитель информирует об этом администрацию образовательного учреждения;
— в случаях несоблюдения сторонами вышеуказанных требований, для стабилизации ситуации вызываются представитель органов самоуправления граждан и инспектор-психолог органов внутренних дел при образовательном учреждении;
— образовательное учреждение сообщает родителям (семье) обучающегося всю информацию, которая должна быть раскрыта в интересах обучающегося;
— учитель стремится понимать и уважать ценности, традиции и культуру страны, сообщества, учебного заведения и класса;
— учитель должен демонстрировать позитивные и активные отношения между учебным заведением, семьей и обществом.
16. В учебном заведении учащимся запрещается следующее:
— приходить в форме, отличающей в установленной Уставом образовательного учреждения. Запрещается приходить мальчикам — в коротких брюках, футболках, тапочках, а девочки — в коротких, открытых, узких и прозрачных предметах одежды, а также носить различные украшения на шее и пальцах;
— дискриминация (запугивание) личности и достоинства человека в отношениях, использование оскорблений и непристойностей, проявление различного (физического, психического и другого) насилия;
— размещение в различных социальных сетях или использование в корыстных целях аудио-и видеоматериалов, запрещенных законом, не свойственных национальным и общечеловеческим ценностям или имеющих отношение к внутренним отношениям образовательного учреждения, а также направленных на дискредитацию образовательного учреждения и учителя;
— в ходе урока использование мобильных устройств и различных аудиоустройств через наушники, фотографирование процесса урока через камеру мобильного устройства;
— изготовление, хранение, использование и распространение на компьютерах образовательного учреждения информации, не относящейся к образовательному учреждению, а также различных видеоматериалов, не соответствующих возрастным особенностям детей, предусмотренных законодательством, непристойных изображений, любых видео -, аудио-и фотоматериалов порнографического характера, пропагандирующих национальную, расовую, этническую, религиозную вражду, насилие.
17. На территории образовательного учреждения каждый обучающийся должен отключить свои мобильные устройства, педагогический и технический персонал, а также иные посещающие лица должны полностью отключить звук вызова своих мобильных устройств (режим «Без звука»). Перед началом учебно-тренировочных занятий и мероприятий (тренировок, учебных часов, праздников, спортивных мероприятий), проводимых в организациях образования, обучающиеся должны отключить телефоны и убрать их в сумки (утверждены Постановлением Кабинета Министров РФ № 139). Республики Узбекистан от 21 мая 2012 года «Положение об образовании о порядке использования мобильных телефонов в учреждениях»).
18. В случае, если, несмотря на предупреждение учащегося, использование телефона во время урока продолжается, классный руководитель и руководство учреждения отбирают у учащегося телефон (смартфон, планшет и другие устройства) в установленном виде, а родители учащегося будут предупреждены о сложившейся ситуации. Инспектор-психолог по ситуации обсуждает с родителями (лицами, их заменяющих) учащегося в рамках Общественного Совета сотрудничества “семья-Махалла-образовательное учреждение” при Министерстве народного образования и наблюдательных советов, после чего возвращает телефон (средства мобильной связи) родителям (лицам, их заменяющим) учащегося. При повторении такой ситуации в течение учебного года обучающийся будет поставлен на профилактический учет органов внутренних дел.
19. Учителям запрещается следующее:
— унижение личности, достоинства, психологическое и физическое насилие над членами коллектива и другими;
— необоснованное исключение или недопуск учащихся к занятиям;
— Удержание учащихся в классе после звонка;
— приходить в учебное заведение и на занятия в состоянии алкогольного опьянения, не приводить в порядок волосы и бороду и не соблюдать дресс-код;
— употребление алкоголя и табачных изделий на территории и в помещениях образовательного учреждения;
— организация различных мероприятий (дни рождения, юбилеи, ифтар и другие мероприятия) на территории и в здании учебного заведения, не связанные с обучением учащихся;
— Во время занятий запрещены все мероприятия и подготовка к ним в образовательном учреждении..
20. При взаимодействии руководства образовательного учреждения и педагогического коллектива по вопросам, связанным с работой, не допускается давление одной стороны на другую или попытка сделать это, а также подготовка решений, противоречащих принципы справедливости или интересы образовательного учреждения.
21. Взаимодействия учителей и учеников в образовательном процессе регулируются на основе традиции «наставник-ученик». Каждое занятие, организованное педагогами, направлено на обогащение деятельности примерами из жизни, связанными с формированием духовного мировоззрения учащихся.
Учителя смогут работать над собой в школе в методические дни, регулярно знакомиться с инновациями в своем предмете и применять их в процессе обучения, а также следить за тем, чтобы школа принимала активное участие в общественных делах.
22. Начало и окончание занятий в образовательном учреждении регламентируются «Входящим» и «Выходящим» звонками. Звонок «Вход» указывает на начало урока, когда он звонит, все учащиеся входят в соответствующие классы, указанные в расписании уроков, раньше учителей-предметников.
23. В начале занятий, проводимых в образовательном учреждении:
как только учитель входит в класс, учащиеся должны уважительно встать и хором поздаровиться (приветствие на соответствующем языке на русском или иностранном языке);
учитель так же должен поздороваться (приветствие на соответствующем языке по предметам русского или иностранного языка) и с его разрешения сесть на места учащихся, при этом ученики 1-4 классов должны обращаться в первый учебный час учебного дня, а ученики 5-11 классов на каждом уроке в том же порядке, что и учитель предмета, входящий в класс.
24. При звонке «Выход» в образовательном учреждении учащиеся покидают класс с разрешения преподавателя. В свою очередь, учитель обязан правильно распределить тему урока в соответствии с академическими часами.
Когда учитель выходит из класса, ученики должны встать и должны проявлять уважение со словами: «До свидания, будьте здоровы!». Во время урока ученику не разрешается покидать класс без разрешения учителя.
25. В отношении учителей с учениками не допускается следующее:
— недопущение случаев применения к учащимся физической силы или психологического давления с целью их наказания;
— не обсуждать учеников, не соблюдающих правила внутреннего распорядка и культуру одевания, перед одноклассниками или коллективом учреждения;
— не организовывать случаи публичной травли учащегося, не выполнившего домашнее задание;
— не скрывать от руководства учреждения информацию об учениках, незаконно выехавших за границу;
— не вступать в личную неприязнь с родителями или законными представителями учащегося;
— в соответствии с этими правилами необходимо подавать ученикам пример, показывать личный пример, быть дружелюбным с ними;
— воздерживаться от действий, противоречащих интересам образовательного учреждения;
— своевременно уведомлять руководство образовательного учреждения в случае возникновения неприятного события;
— не допускать ситуаций, порочащих честь и престиж учебного заведения;
— не использовать информацию об учебном заведении в ущерб его интересам и репутации или в своих собственных интересах;
— подробно разъяснять эти правила на «Духовно-просветительских часах», проводимых по пятницам первой недели каждого месяца во всех учебных заведениях;
— широко пропагандировать среди молодежи здоровый образ жизни, предостерегать ее от вредных привычек и других опасных угроз, а также чуждых нашему обществу религиозно-экстремистских влияний, нападок низкоуровневой «массовой культуры».
26. Установленные требования к родителям:
— ознакомиться с внутренними правилами учебного заведения;
— уважать честь и достоинство учителя, не вмешиваться в процесс урока, не оскорблять педагогов;
— следить за соблюдением ребенком требований внутреннего распорядка и правил этикета образовательного учреждения во время урока;
— обеспечить ребенку полноценное участие в занятиях (посещаемость), а также рабочие тетради по предметам и все остальное необходимое для обучения оборудование;
— следить за тем, чтобы ребенок приходил в учреждение с учебниками и школьными принадлежностями;
— не мешать учебе ребенка, вовремя приходить в учебное заведение, содержательно организовывать свободное время ребенка после школы;
— быть в контакте с классным руководителем и учителями-предметниками по вопросам поведения и посещаемости ребенка;
— в случаях, когда ребенок может отсутствовать на занятиях, родитель должен сообщать об этом образовательному учреждению (классному руководителю) с указанием причин;
— участие в родительских собраниях, беседах и различных духовно-просветительских мероприятиях, проводимых в учреждении по предложению образовательного учреждения.
Глава 3. Соблюдение правил этикета
27. Требования к учащимся по соблюдению правил этикета:
а) в здании учебного заведения и на его территории:
— прибытие в образовательное учреждение за 10-15 минут до начала занятий в форме обучающихся, установленной Уставом образовательного учреждения. Принимая во внимание, что школьная форма в государственных общеобразовательных учреждениях будет внедряться поэтапно, начиная с 2022-2023 учебного года, а с 2025 года в полном объёме;
— одеваться чисто и опрятно, держать волосы в чистоте и порядке;
— быть уважительным по отношению к самому младшему и проявлять уважение к взрослым;
— здороваться при встрече с педагогами и гостями образовательного учреждения;
— бережное отношение к имуществу образовательного учреждения (парты, столы, стулья, доски, растения, животный мир и др.) и учебному оборудованию (компьютерная техника, лабораторное оборудование, стенды и баннеры в классных комнатах);
— компенсация родителями (лицами, их заменяющими) в случаях причинения ущерба имуществу образовательного учреждения;
— поддержание тишины в коридорах учебного заведения, строгое соблюдение правил внутреннего порядка и этикета;
— приходить в образовательное учреждение с учебными пособиями, учебниками и тетрадями, установленными расписанием занятий (наличие необходимых учебных пособий, предназначенных для учащихся);
— на территории учебного заведения выключать телефон и положить его в портфель или сумочку (смартфон, планшет и другие устройства) и т.д.;
— выбрасывать мусор в специально отведенные контейнеры в здании и на территории учреждения;
б) во время занятий:
— участие с соответствующим учебником и необходимыми учебными пособиями;
— сосредотачивать время и внимание на целях, имеющих отношение к процессу обучения;
— ученики поднимают руку и спрашивать разрешение, когда хотят обратиться или ответить на вопрос учителя;
соблюдение санитарно-гигиенических и технических правил безопасности;
д) во время перемены:
— содержать свое рабочее место в чистоте и порядке;
— вовремя прийти в класс к следующему уроку;
— подготовка класса к следующему уроку по указанию учителя;
— обеспечение чистоты в классе дежурными учениками во время большой перемены;
е) в столовой учебного заведения:
— мыть руки до и после еды;
— соблюдение установленных правил поведения в местах общественного питания;
— соблюдать порядок «ожидания в очереди» для получения еды и максимально соблюдать социальную дистанцию;
— проявлять уважение к учителям, младшим и девушкам во время ожидания своей очереди;
— не шуметь во время еды;
— соблюдать осторожность при приеме и употреблении горячей и жидкой пищи;
— потребление продуктов и напитков, взятых с кухни, на самой кухне;
— убирать посуду после еды;
ф) в библиотеке учебного заведения:
— быть вежливым с персоналом библиотеки;
— бережное отношение к книгам и оборудованию;
— соблюдение процедур получения и подачи книг;
г) в спортивном зале:
— вход в спортивной одежде и обуви;
— рациональное и эффективное использование спортивного инвентаря;
— возвращение спортивного инвентаря в специально отведенные места после тренировки;
— полное соблюдение установленных процедур спортивного комплекса.
28. В соответствии с правилами этикета учащимся запрещается::
а) в образовательном учреждении и на его территории:
— применение физической силы или психологического давления на других;
— ходить без причины по территории образовательного учреждения во время занятий;
— громко разговаривать в коридорах, классах, кухне и библиотеке учебного заведения;
— громко разговаривать, оставлять бумагу и другой мусор (за пределами специально отведенных мест) на территории образовательного учреждения;
— использование тетрадей с изображениями на обложке, которые противоречат духовности;
— потребление и распространение различных наркотических и психотропных веществ, алкогольной и табачной продукции;
— приносить на территорию образовательного учреждения различные пиротехнические средства, пневматическое оружие, острые режущие и режущие предметы;
— Просмотр и распространение «массовой культуры», аудио- и видеоматериалов террористическо-экстремистского характера, а также порнографической информации, киберзапугивания, посредством мобильных средств связи;
— хранение мобильных устройств на шее, в карманах рубашек, брюк, юбок и т.д.;
б) в классах:
— неуместный разговор, прием пищи, жевание резинки во время занятий;
— оставление бумаги и других ненужных вещей;
— выходить за пределы территории образовательного учреждения без разрешения учителей до окончания занятий;
— обращаться за посторонней помощью во время выполнения письменных работ и промежуточных контрольных работ;
— сдавать от своего имени заданий или письменных работ, подготовленных другими учащимися;
— пользоваться телефоном (смартфоном, планшетом и другими гаджетами), положив его на стол.
Глава 4. Порядок стимулирования и принятия действенных мер
29. В течение учебного года члены коллектива, обладающие высокими духовно-нравственными качествами, за образцовое поведение и активность в общественных делах, а также за полное соблюдение правил внутреннего распорядка и этикета, способствующие установлению и дальнейшему укреплению позитивной здоровой атмосферы в образовательном учреждении, будут поощрены материально и духовно:
— отправить «благодарственное письмо» примерным родителям вместе с председателем махалли;
— по приказу учебного заведения награждать учителей «почетной грамотой», «благодарностью», рекомендовать их к сетевым и государственным наградам;
— вручать памятные подарки;
— объявление о них через радиоузел учреждения и социальные сети;
— награждать в номинации «самый активный ученик», «самый активный класс;
— отправить благодарственное письмо на домашний адрес учащегося, на работу его родителей;
— На основании принципа «Каждый духовный учитель – заботливый наставник подростков» учащиеся с трудным воспитанием приобщаются к воспитанию духовных учителей, пользующихся большим уважением в округе.
30. Действия в случае нарушения учащимися правил внутреннего распорядка и этикета:
— написать выговор в бумажном или электронном дневнике учащегося;
— в случае неоднократных нарушений правил ученик будет поставлен на внутренний контроль учебного заведения и будет рассматриваться в индивидуальном порядке;
— пригласить родителей (лиц, их заменяющих) в учреждение, обсудить в рамках общественного совета сотрудничества «Семья-махалля-образовательное учреждение»;
— отправка информации по месту работы родителей (лиц, их заменяющих), которые безответственно подходят к воспитанию своего ребенка, или в махаллю;
— применение соответствующих мер административной ответственности инспектором-психологом, прикрепленным к учреждению, в отношении его родителей (их заменяющих лиц).
31. Случаи несоблюдения этих правил также могут обсуждаться на Наблюдательных советах образовательного учреждения.
32. Прикрепленный к образовательному учреждению инспектор-психолог составляет акт о наличии (отсутствии) дисциплинарных или иных нарушений правил в отношении педагога-сотрудника по результатам рассмотрения дел о нарушениях правил этики.
В случае выявления нарушений правил вносится предложение руководителю учреждения о привлечении педагогического работника, нарушившего правила, к ответственности. При этом с учетом характера допущенного нарушения педагог может ограничиться предупреждением о недопустимости нарушения правил этикета в отношении работника.
Педагоги имеют право получать информацию о допущенном ими нарушении, о ходе рассмотрения нарушения и представлять доказательства в свою защиту, а также обжаловать в установленном порядке решения учреждения.
33. В случае нарушения внутреннего распорядка и этикета членами коллектива на них налагаются дисциплинарные взыскания в порядке, установленном трудовым законодательством.
Глава 4. Заключительные правила
34. С данными Правилами в начале каждого учебного года знакомятся родители (или лица, их заменяющие)обучающихся, а также педагогические работники образовательного учреждения (образец ознакомительного листа прилагается).
35. Конфликтные ситуации, возникающие по вопросам, не отраженным в правилах этикета, разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
36. Данные Правила являются минимальными требованиями, которые должны соблюдаться на территории образовательного учреждения, а в Уставе, принимаемом учреждением, эти правила вводятся в строгом соответствии, и их исполнение обеспечивается лично руководителем образовательного учреждения.
вы самые лучшие
здравствуйте,
спасибо за статью,было интересно.
не могли бы вы скинуть ссылку источника 1.1 права учащегося пункта 14?
заранее спасибо.
нимага узбекчасини юклаб булмаяпти
Ўзбекча варианти янгиланди. Юклаб олишингиз мумкин.