В данной методической рекомендации даны инструкции по проведению итогового контрольного экзамена. Также перечислены критерии оценки работы по теоретическим вопросам. Каждый этап контрольного экзаменационного билета охватывает темы по разделам курса русского языка в общеобразовательных школах, вопросы структурированы на основе учебников.
Экзаменационные материалы и рекомендации были обсуждены и предложены на внеочередном научно-методическом совете Республиканского центра образования (протокол №1 от 31 марта 2022 года). Методические рекомендации и экзаменационные материалы для учащихся 9-, 11- классов общеобразовательных школ не могут распространяться в коммерческих целях. Методическое объединение учителей русского языка каждой школы может вносить до 15% изменений в экзаменационные билеты.
Методические рекомендации
для проведения государственной аттестации по русскому языку среди выпускников 9-, 11- класс с узбекским и другими языками обучения
Государственная аттестация по русскому языку среди выпускников
9-, 11- класса школ с узбекским и другими языками обучения проводится в устной форме. Аттестационные билеты состоят из трёх заданий, которые нацелены на проверку коммуникативных и предметных (речевых и лингвистических) компетенций учащихся. При помощи первого задания проверяются речевые навыки учащихся. Задания носят страноведческий, личностно-ориентированный характер. Второе задание направлено проверке предметных (выразительное чтение художественного произведения) и коммуникативных компетенций (запоминание информации, пересказ содержания прочитанного) учащихся. Третье задание содействует проверке навыка выразительного чтения стихотворных текстов наизусть.
Критерии оценки устных ответов учащихся
Оценка «5» выставляется:
- если учащийся выполняет задание в полном объёме и правильно отвечает на уточняющие вопросы учителя;
- если учащийся соблюдает орфоэпические нормы современного русского литературного языка;
- если учащийся в своих высказываниях допускает не более 2-3 речевых ошибок.
Оценка «4» выставляется:
- если учащийся выполняет задание в полном объёме, но затрудняется отвечать на уточняющие вопросы учителя;
- если в устной речи учащегося допущены незначительные нарушения орфоэпических норм современного русского литературного языка;
- если учащийся в своих высказываниях допускает не более 4-5 речевых ошибок.
Оценка «3» выставляется:
- если учащийся выполняет задание частично и не может отвечать на уточняющие вопросы учителя;
- если учащийся допускает грубые нарушения орфоэпических норм современного русского литературного языка;
- если учащийся в своих высказываниях допускает более 6-7 речевых ошибок.