Учебная программа по русскому языку

В данной странице учителя могут скачать Учебную программу по русскому языку (для школ с русским языком обучения) 6-класс


Cоставители:
С.И.Зинин — к.ф.н, доцент.
В.И.Андриянова — доктор педагогических наук.
В.И.Зеленина — учитель высшей категории.
Т.А.Хлякина — учитель высшей категории.
Е.А.Лагай — учитель высшей категории.


Объяснительная записка

Программа по русскому языку для школ с русским языком обучения обсуждена и рекомендована к изданию Научно-методическим советом Республиканского центра образования MHO РУз.

При разработке программы были учтены основные положения Закона Республики Узбекистан «Об образовании», Национальной программы по подготовке кадров, Концепции общего среднего образования в Узбекистане, ведущие установки концепции обучения русскому языку как родному, теории коммуникативного обучения языкам, проблемно-развивающего обучения и личностно-деятельностного подхода к учащимся.

В программе обозначены возможные пути углубленного изучения предмета в школах соответствующего профиля; в нее включены рекомендации о целесообразности использования компьютеров в учебном процессе, а также гибких моделей обучения, разнообразных педагогических технологий; подчеркнуто значение развития навыков самостоятельной работы учащихся во всех сферах деятельности; включен новый раздел «Примерная тематика текстов для чтения, бесед, диспутов, дискуссий на уроках, внеклассных и факультативных занятиях, внешкольных мероприятиях».

В ней разносторонне учтены национальные реалии независимой Республики Узбекистан, что, на наш взгляд, будет способствовать раз­витию познавательного кругозора учащихся, их интеллектуальных способностей, а также обогащать воспитательный потенциал уроков, духовно-нравственный мир личности детей, обучаемых в школах республики с русским языком обучения.

Русский язык — служит средством:

а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);

б) хранения и передачи информации;

в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.

Русский язык — один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возмож­ностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.

Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет от имеет первостепенное значение, так как представляет собой не только предмет изучения системы знаний, на основе которых формируются базовые практические умения и навыки, но и важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учащихся.

 

                            Задачи преподавания русского языка.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направлен­ность, т.е. он дает учащимся знания о русском языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений-работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.

Лингвистическая компетенция (т.е. осведомлен­ность школьников о системе русского языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, воору­жения их основами знаний о русском языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлен­ность школьников об особенностях функцио­нирования русского языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

           Содержание школьного курса русского языка в VIX классах

В школе изучается современный русский литера­турный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем.

Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, его современных разновид­ностях -территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

— отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, морфологии, син­таксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых стро­ится работа по развитию связной речи учащихся, -формирование речевых умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

— сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуа­ционных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

           Структура школьного курса русского языка в V—IX классах

Программа построена с учетом принципов системности, научности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Материал школьного курса русского языка по классам распределяется следующим образом: в V, VI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, словообразование,

морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII-IX классах.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответ­ствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению — в V—VI и IX классах.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, который способствует повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в IX классе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В V классе в разделе «Повто­рение пройденного в I—IV классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется, и учитель на занятиях должен учитывать конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень знаний и умений.

В программе специально вычленен раздел «Разви­тие связной речи», на изучение которого отводится пятая часть всего учебного времени, указанного для данного класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для ее организации.

В конце программы каждого класса в специаль­ном разделе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения сведений о языке и речи.

В программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу. Учитель самостоя­тельно распределяет количество часов по темам программы, учитывая значимость материала для формирования навыков грамотной письменной и устной речи, а также степень трудности для усвоения учащимися (в условиях многонационального состава), подготовленность их и условия работы с данным классом.

Основные направления работы по русскому языку в V—IX классах.

Одно из основных направлений преподавания русского языка -организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.

Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.

Усвоение теоретических сведений осуществ­ляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфологи­ческого, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания,, а также для выработки навыков самоконтроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.

Большое значение в формирований прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяе­мыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной зрительной опоры и целенаправленной тренировки. В словарно-лексической работе используются особые приемы: тематическое объединение слов в особые лексические группы, составление с данными словами словосочетаний, предложений, включение их в самостоятельные работы, образование от них гнезда однокоренных слов, ведение индивидуаль­ных словариков, обращение к этимологии слов, работа с орфографическими и толковыми словарями, использование словарных диктантов. Эти и другие виды упражнений, способствуют прочному усвоению словаря-минимума, необходимого для грамотного письма.

Важно обеспечить закрепление орфографи­ческих и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непре­рывность в совершенствовании навыков право­писания. Для работы по формированию умений и навыков отводится большая часть времени, предназначенного для изучения предмета.

Обучая школьников русскому языку в V—IX классах, учитель поддерживает и совершенствует умения и навыки правильного каллиграфического письма, формируемые в I—IV классах, предъявляет необходимые требования к графически правиль­ному и разборчивому оформлению всех записей в тетрадях, обращает внимание на то, чтобы учащиеся писали строго на строке тетради (а не между строк) буквы одинаковой высоты, правильно писали про­писные буквы (Г, а не г, П, а не п и т.п.) и строчные буквы, состоящие из графически близких элементов (ш и т, м и т, и и е, о и а, и и ы, н и п и т.п.), соблюдали требуемый наклон букв, интервал между словами, правильно и единообразно располагали в тетрадях записи даты, названия темы урока, наиме­нования видов работ, номера упражнений, эпиграфы, соблюдали красную строку, аккуратно оформляли различные условные обозначения при граммати­ческом разборе слов и предложений.

В связи с этим особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними рабо­тами учащихся. Важно так организовать проверку тетрадей, чтобы каждый ученик чувствовал ежед­невную ответственность за свои записи в них. Осо­бенно пристальный контроль следует установить за состоянием тетрадей слабоуспевающих уча­щихся, которым необходимо оказывать повседнев­ную помощь в правильном оформлении всех записей в тетрадях.

Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, используется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно . содействовать развитию логического мышления и речи учащихся.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний с их лексическим значением и стилевой принадлеж­ностью. Успех будет обеспечен в том случае, если учитель будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школь­ников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения ее соответствия литературным нормам.

Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Их лексический запас пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом при­надлежит русскому языку и литературе.           Обогаще­ние запаса слов на уроках русского языка обеспечи­вается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе -развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться сло­варями-справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умения и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Развитие связной речи предполагает работу над содержанием высказывания, которая осуществ­ляется при выполнении специальных упражнений и при написании изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять ее границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства, совершен­ствовать написанное.

На уроках русского языка уделяется внимание:

совершенствованию связной устной речи учащихся, им предоставляется возможность систематически выступать с устными сообщениями, различными по теме и жанру (пересказ, сообщение so самостоятельно составленному плану, по опорным словам и т.д.).

Все три направления в работе по развитию речи учащихся включают как обязательную составную часть предупреждение и устранение различных языковых ошибок.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчетливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться, чтобы каждый связный текст не был прочитан учащимся монотонно, невыра­зительно.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram! — @idumuz

Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook

🔥5.3 K раз просмотрено

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Расмдаги белгиларни киритинг

*

55863853