Разработка урока «Культура Древней Греции»

Предлагаем вашему вниманию разработку урока по всемирной истории «Культура Древней Греции» учителя Специализированной Общеобразовательной школы-интернат «Умид» при Джизакского ОблОНО Пардаевой Гульшан Уктамовны.

Технологическая карта урока

Тема:«Культура Древней Греции»

Цели урока

Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы; продолжить знакомство с культурой Древней Греции, с примечательными местами и сооружениями Древних Афин

Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления;

Воспитательная: создать условия для воспитания аккуратного, бережного отношения к технике.

Технология реализации образовательного процесса

Тип урока: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, технологические карты для практического задания.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Ход урока.

I. Организационный этап

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравсвуйте, дети! Прекрасные и совершенные!)

II. Подготовка к изучению нового материала.

Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие. А куда, давайте определим из рассказа грека.(Слайд 1)

— Приветствую вас!

— Я люблю путешествовать, многое я видел, а сейчас возвращаюсь в свой родной город. Во время путешествия я часто вспоминал свой родной город, городские площади, украшенные храмами и другими постройками, где повсюду много мраморных и бронзовых статуй. На улицах моего города можно встретить ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания. Все обмениваются новостями, занимаются делами.

Я люблю свой город. Это моя Родина.

Афины. (Слайд2)

III. Изучение нового материала.

-Как вы думаете, на чём мы отправимся в Афины?

Итак, мы подплываем по морю на корабле к городу Афины.(Слайд 3)

Сам город отсюда не виден, но вдали в лучах солнца что-то блестит. Это позолоченный наконечник копья и шлем бронзовой статуи богини Афины, установленной на вершине Акрополя.

-Мы подплываем к прекрасному порту.

Как он назывался? (Слайд 4, 5 )

-Это Пирей.

Мы выходим на берег и идем по Пирею. Это хорошо распланированный город, его улицы прямые и пересекаются под прямым углом. За мелкую серебряную монету нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге между двух стен.

-Как они называются?

-Длинные стены, которые соединяют Афины с Пиреем.

Задание: «Нерешённый кроссворд». (Раздаточный материал. Лист1)

— Почему мы не можем его решить? (Слайд 6)

-И вот мы вступаем в Афины! Идем по улицам, которые на удивление не кажутся нам привлекательными: они кривые, пыльные, не имеют мостовых и настолько узкие, что по ним с трудом проезжает одна повозка. С двух сторон улицы видны невзрачные дома, сложенные из кирпича-сырца и булыжника, в один — два этажа. Вторые этажи и балконы в этих домах выступают над первыми. Многие не имеют дворов и двери из комнат выходили сразу на улицу. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Но берегитесь, иначе прямо из
окон на вас могут быть вылит помои.

-Давайте спросим у кого- нибудь из местных жителей, в каком районе мы находимся? (Слайд7)

(Роль местного жителя играет один из учеников)

— Вы находитесь в районе Афин, где живут гончары. Эта часть района называется Керамик. По гречески – «кЕрамос» — глина. Давайте войдём в мою гончарную мастерскую.(Слайд8). В углу двора находится круглая печь для обжига посуды, за забором дымится печь соседней мастерской. Кроме меня- хозяина, в мастерской вы видите покупателя, носильщиков сосудов и работников. Один месит ногами глину в прямоугольном бассейне, другой, стоя на коленях, разминает глиняное тесто. Третий работник вращает руками гончарный круг, четвертый формирует сосуд. Два художника расписывают вазы.

-Как вы думаете, кто из моих работников является свободным, а кто – рабом?

Обратите внимание на сосуды.(Слайд 10) В верхнем ряду — три кратера, амфора и гидрия-ведро. В нижнем ряду — пузатая пелика, кувшин-ойнохоя, блюдце-килик, маленький лекиф, кубок-канфар, черпак-киаф и чашка-скиф. Красивые названия этих сосудов переводятся на русский язык очень легко.

  • Пифос — это глиняная бочка для хранения припасов;
  • Амфора — это бочонок поменьше и с ручками: не для хранения, а для
    перевозки и переноски вина и масла. Он строен, как человек; «устье», «шейка», «плечи», «тулово», «ножка» — называют археологи его части.
  • Гидрия с тремя ручками — это ведро, в нем женщины на головах носили воду из колодца или родника в дом. без ручки называлась «фиал» (отсюда нынешнее слово «пиала»); чашка с ручкой — «скиф»;
  • кубок со вскинутыми, как крылья, фигурными ручками — «канфар» (жук);
  • кубок, имеющий форму звериной морды, — «ритон».

Это все — сосуды для пищи и питья. А для душистого масла, которым натирали тело, были другие, как наши флаконы: стройные лекифы в виде маленьких амфор и пузатые арибаллы в виде маленьких пифосов.

Но все они отличаются не только по форме, но и по цвету. У нас в Греции два стиля вазописи: чернофигурный(Слайд11) и краснофигурный. (Слайд 12 )

— Давайте прочитаем отрывок из текста об этих стилях и ответим на вопрос: какой стиль более ранний и почему? Чернофигурная вазопись более ранняя, т.к. более простая.
Давайте продолжим
нашу экскурсию, и пройдем с вами на рыночную площадь – Агору.(Слайд13)
Слышите громкий крик ослов и мулов? Это жители окрестных селений везут на торговую площадь города вино, ячмень, овощи, фрукты.

В утренние часы на Агоре слышны громкие крики торговцев. «Купите масла!», «Купите рыбу!» , «Вы забыли зелень!» Здесь же и развлечения: петушиные бои, выступление фокусников, глотателей кинжалов.

Подойдем с вами к храму Гефеста.

-Вспомните, какие здания были в Керамике? А как вы думаете, почему общественные здания – храмы, стадионы и театры строились большими и красивыми?

Храм Гефеста (Слайд14) представляет собой окруженное колоннами прямоугольное каменное здание с двускатной крышей; колонны и стены храма располагаются на трехступенчатом основании. Посмотрите на схему. Как оно называется?

Если бы мы зашли внутрь храма, то убедились бы, что внутри он не был построен. Здесь стояла статуя бога, которому он был посвящен; находились ценные предметы, подаренные храму богатыми людьми; в некоторых храмах находилась казна полиса. Праздники в честь бога проводились не внутри храма, а снаружи – на площади. Поэтому строители стремились достичь того, что именно внешний вид храма был наряден и красив.

Ниже храма Гефеста расположено длинное полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны. Прочитайте, как оно называется? (Слайд 15)

В Афинах и других греческих полисах было много портиков. Здесь было удобно назначать встречи, обсуждать дела , можно было отдохнуть, обсуждая последние новости. Портик защищал от прямых солнечных лучей, но там не было душно, т.к. постоянно дул ветерок.

Физкультминутка: встали, посмотрели друг на друга, чтобы в пути вы не потерялись, запомнили всех, кто вас окружает, теперь поднимемся по ступенькам (шагаем), прошу занять свои места.

Учитель. Мы покидаем с вами Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это – Акрополь.(Слайд 16) Он был разрушен во время Греко-персидских войн.

— Вспомните в каком веке это было и кто командовал персидскими войсками?

Заново отстроить афинский Акрополь, ансамбль которого сейчас считается красивейшим, выпало Фидию. Размеры Акрополя невелики- 300 м в длину и 130 м в ширину. И на таком пространстве греческие архитекторы воздвигли свои прекрасные здания.О! Нам повезло, вы видите, как много людей идут на Акрополь? Сегодня большой праздник в честь богини Афины. Нам повезло: такое зрелище можно увидеть раз в четыре года. Этих быков и баранов приносят в жертву Афине. Видите дым на холме? — жертвоприношение началось.

Ребята, а вы помните, почему город назван в честь богини Афины? (Слайд 17)

(Миф о споре Посейдона и Афины)

Учитель. Не спешите! Перед вами схема Акрополя. (Раздаточный материал. Лист2.) (Слайд 18)

Задание. Вы должны будете отмечать цифрами те памятники, о которых пойдёт речь.

Посмотрите на право. Видите храм на уступе скалы? Этот изящный храм был построен в честь богини победы Ники — Бескрылой.

Ученик. (заранее подготовленный) Пропилеи построил архитектор Мнесикл.(Слайд 19) Они представляют собой глубокий сквозной портик с пятью проходами вдоль колонн. По лестнице, обрамленной колоннами Пропилеи, в древние времена во время праздников и торжественных шествий шли горожане, ехали всадники и колесницы, вели жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкала пинакотека — картинная галерея в которой помещались картины, мемориальные мраморные плиты и посвящения богам. Справа от Пропилей находился крошечный, изящный, легкий храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы. (Слайд 20). После победы над персами афиняне пожелали оставить навсегда богиню у себя и не дать ей улететь.

Учитель. Пройдя через ворота Пропилей, мы оказываемся на удлиненной площади. Смотрите, какая красивая статуя. Эта статуя Афины Промахос (т.е. воительницы), (Слайд 21)покровительствующей Афинам. Она была воздвигнута прославленным скульптором Фидием в честь Марафонской победы. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Она сделана из бронзы. Шлем и острие копья сделаны из золота. Видите, как ярко они сверкают на солнце! Эта статуя видна со всех сторон города и это её мы видели с моря. Правее статуи Афины Промахос находился знаменитый Парфенон.

Ученик. Храм Парфенон (Слайд 22) посвящен Афине Парфенос (т.е. Деве). Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом, он стал одним из прекраснейших греческих храмов. Огромный и могучий, построенный из золотисто-розового мрамора, Парфенон стоял на возвышающемся участке голой серой скалы. Центром храма была колоссальная 12-метровая статуя Афины Парфенос работы Фидия.(Слайд 22) Она была из слоновой кости и золота на деревянном каркасе. Статуя сохранилась лишь в римских копиях. На гребне шлема Афины – сфинкс и пегасы. На ладоне правой руки помещались статуэтка Ники, левая рука опиралась на щит (эгиду), на внешней стороне щита – битва греков с амазонками; на внутренней поверхности щита, полузакрытой фигурой свернувшегося змея, — сцена битвы богов с гигантами. Храм являлся, по сути, архитектурной оправой для драгоценной статуи. Печальна судьба Парфенона. Он был разрушен в 1687 году в ходе войны венецианцев с турками, под игом которых находилась Греция. Во время осады Афинского Акрополя ядро, пущенное из венецианской мортиры, попало в Парфенон, где был расположен турецкий пороховой склад. Взрыв превратил прославленное здание в руины. Хотя, как писал Корбюзье, «Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах».

Учитель.Напротив Парфенона возвели Эрехтейон.( Слайд 23) Небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея — Эрехтейон. На
этом месте произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн были установлены кариатиды – каменные фигуры юных девушек.
Храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. Восточная посвящалась Афине, где стояла статуя из оливкового дерева. Западная часть посвящалась Посейдону. Здесь находился ритуальный бассейн (эрехтеево море), возникшее якобы от удара трезубца о скалу.

На этом заканчивается наше путешествие по городу богини Афины. Сегодня мы узнали не
многое о культуре Древней Греции, но ещё многое предстоит узнать.

IV. Подведение итогов (Рефлексия)

«Нерешённый кроссворд». Ученики возвращаются к кроссворду.

Учитель. Почему теперь мы легко справились с этой задачей?

Надеюсь, что сегодня вы испытали хотя бы малую толику того восхищения, которые испытывали жители древних Афин. Теперь вы понимаете фразу жителей Афин.

Греки гордились своими достижениями в области культуры гордились своим городом. И в последующем развитии, человечество будет неоднократно обращаться к греческим архитектурным памятникам, скульптурам, как к образцовым, классическим. Для многих представителей культуры
древнегреческое искусство станет образцом для подражания.

Домашнее задание.§37, сделайте рисунок, что больше всего запомнилось вам из
путешествия.

Спасибо за урок!

Юклаб олиш Скачать разработку урока «Культура Древней Греции» [13 кбайт]

🔥5.4 K раз просмотрено

Добавить комментарий

55863853