Диктант (от лат. dicto — диктую) — один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают обучающие и контрольные диктанты.
Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным — в зависимости от метода проведения.
Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта — по ходу записи, при объяснительном — после.
Наиболее распространённые виды обучающих диктанта — выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант.
При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом — учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При так называемом самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся.
В данной странице загружены тексты диктантов и задания, которые предназначены для оценки достижения планируемых результатов обучения русскому языку, проверки сформированности УУД, общеучебных умений учащихся начальных классов и носят рекомендательный характер. Они могут быть использованы учителем и в качестве итогового контроля, и в качестве текущей проверки обученности школьников.
Диктанты позволяют проверить умение писать под диктовку текст на изученные орфограммы. При диктовке слов с неизученными орфограммами учитель орфографически проговаривает букву – орфограмму, непонятные (трудные) слова и словосочетания. Каждый диктант прививает любовь к языку, воспитывает любовь и бережное отношение к живой природе.