Совместным постановлением Государственного центра тестирования (далее – ГЦТ), Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства народного образования (от 09.09.2016г.) внесены изменения и дополнения в Инструкцию по критериям и технологиям проведения аттестации образовательных учреждений Республики Узбекистан.
Прежде всего, название Инструкции приведено в соответствие с ее содержанием. Теперь она называется Инструкцией по критериям проведения аттестации образовательных учреждений Республики Узбекистан.
Определено, что аттестация дошкольных и общих средних образовательных учреждений проводится территориальными аттестационными комиссиями, а аттестация других образовательных учреждений – ГЦТ. Ранее аттестация всех образовательных учреждений проводилась ГЦТ.
Напомним, как и ранее, требования Инструкции не распространяются на образовательные учреждения, специализированные на обучении, воспитании и лечении детей и подростков с недостатками в физическом или психическом развитии, а также нуждающихся в длительном лечении.
Основные изменения и дополнения касаются аттестации общих средних, средних специальных, профессиональных образовательных учреждений.
Выбор классов школ для аттестации
Теперь для проведения в школах контрольной работы комиссия путем жеребьевки выбирает из 4-9-го классов минимум половину параллельных классов, а из 2-го и 3-го классов – один класс. Прежде во всех классах, если количество параллельных классов один или два, то выбирались все, если их 3 и более – 2/3 часть классов. Например, во 2-ом и 4-ом классах есть по 4 параллельных класса. Ранее из каждого класса по 3 параллельных класса сдавали контрольную работу. А сейчас из 2-х классов выбирается один класс, из 4-х классов – два.
Также в школах, где обучение ведется на нескольких языках, в 4-9-ых классах в зависимости от языка обучения с каждого класса выбирается один. Прежде выбиралась 2/3 часть классов по каждому языку обучения. Например, из 4-х классов в 2-х параллельных классах обучение ведется на английском. Ранее оба класса сдавали контрольную работу. А сейчас из 2-х классов выбирается один.
Выбор групп лицеев и колледжей для аттестации
Теперь в лицеях и колледжах к контрольным работам по каждому направлению образования из групп 2-го курса привлекается одна группа, из групп 3-го курса – минимум половина групп. Прежде по каждому направлению образования привлекалась одна группа, если количество групп до 4-х, если 5-10 – две группы, если более 10 – три группы. Например, на 2-ом и 3-ем курсах по направлению «Точные науки» есть по 5 групп. Ранее из каждого курса по 2 группы сдавали контрольную работу. А сейчас из 2-го курса выбирается одна группа, из 3-го курса – три.
О предметах, по которым сдаются контрольные работы в школах, лицеях и колледжах, смотрите ниже.
Кроме вышеуказанных, в Инструкцию включены критерии проведения аттестации высших образовательных и научно-исследовательских учреждений, осуществляющих послевузовское образование.
Постановление вступило в силу 13 сентября 2016 года.
Сравнительная таблица по аттестации образовательных учреждений
В школах |
||
Классы |
Название предметов, вид и объем контрольной работы |
|
Раньше |
Сейчас |
|
1 |
Не сдают | Не изменилось |
2 |
Родной язык – диктант:
в 1-й половине учебного года – 25-30 слов; в конце учебного года – 35-45 слов. |
Не изменилось 30-40 слов. |
Чтение – скорость чтения вслух 60-70 слов в минуту. | Исключено | |
Математика – 3 примера | Не изменилось | |
3 |
Родной язык – диктант:
в 1-й половине учебного года – 45-55 слов; в конце учебного года – 55-65 слов. |
Не изменилось. 50-60 слов. |
Узбекский язык – диктант (для обучающихся на русском или другом языке) – 20-30 слов. |
12-16 слов. | |
Русский язык – диктант (для обучающихся на узбекском языке) – 20-30 слов. |
40-45 слов. |
|
Чтение – скорость чтения вслух 70-80 слов в минуту. | Исключено. | |
4 |
Родной язык – диктант:
в 1-й половине учебного года – 65-70 слов; в конце учебного года – 75-80 слов. |
Не изменилось. |
Чтение – скорость чтения вслух 80-90 слов в минуту. | ||
Математика – 3 примера. | 3 примера и 2 задачи. | |
5 |
Литература – 20 тестовых вопросов. |
Не изменилось. |
Математика – 5 примеров. | ||
География – 20 тестовых вопросов. | ||
6 |
Ботаника – 20 тестовых вопросов. | Не изменилось. |
Чувство Родины – 20 тестовых вопросов. | Иностранный язык – 20 тестовых вопросов. | |
Узбекский язык – диктант (для обучающихся на русском или другом языке) – 100-110 слов. |
25-30 слов. | |
Русский язык – диктант (для обучающихся на узбекском языке) – 100-110 слов. |
60-65 слов. | |
7 |
Родной язык и литература – диктант:
в 1-й половине учебного года – 130 слов; в конце учебного года – 155 слов. |
Не изменилось. |
Физика – 4 примера и задачи. | ||
Иностранный язык – 25 тестовых вопросов. | ||
8 |
Родной язык и литература – диктант:
в 1-й половине учебного года – 155 слов в конце учебного года – 180 слов |
|
История или Основы государства и права – 30 тестовых вопросов. | ||
Химия – 5 задач. | ||
9 |
Родной язык и литература – творческое изложение – 350-400 слов. | |
Математика – 5 примеров и задач. | ||
Физика – 25 тестовых вопросов. | ||
История или Основы государства и права – 30 тестовых вопросов. | ||
Химия – 25 тестовых вопросов. | ||
Узбекский язык (для обучающихся на другом языке) – 25 тестовых вопросов. |
||
Русский язык (для обучающихся на другом языке) – 25 тестовых вопросов. |
||
В ЛИЦЕЯХ И КОЛЛЕДЖАХ |
||
Курсы |
Название предметов, |
|
Раньше |
Сейчас |
|
1 |
Не сдают. | Не изменилось. |
2 |
Тест, письменная работа (сочинение, изложение, диктант), профессиональный практический экзамен по таким общеобразовательным предметам как родной язык и литература, иностранный язык, математика, история, физика, биология, химия, информатика в зависимости от особенностей направления (специальности):в лицеях – минимум 4 предмета;в колледжах – минимум 4 предмета.При этом тесты проводятся в порядке, установленном Государственным центром тестирования. |
В лицеях – минимум 3 предмета. В колледжах – минимум 2 предмета При этом тесты в лицеях по 3 предметам состоят из 12 вопросов |
3 |
Тест, письменная работа (сочинение, изложение, диктант), профессиональный практический экзамен по направлению (специальности):в лицеях – 3 основных углубленных предмета;в колледжах – 3 предмета по специальности.При этом тесты проводятся в порядке, установленном Государственным центром тестирования. |
в лицеях – не изменилось
в колледжах – 1 предмет по специальности и При этом тесты в лицеях по 3 предметам состоят из 12 |