Компетенции по истории

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία[⇨]) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом. В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление, добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.


На основе непрерывности и преемственности образования в Республике Узбекистан, приоритета личности и интересов учащегося и в соответствии с возрастными особенностями учащихся формируются следующие ключевые компетенции.

Ключевые компетенции

(КК1) Коммуникативная компетенция — прочное овладение родным и каким-либо иностранным языком и его эффективное применение в различных сферах и ситуациях общения; соблюдение норм речевого этикета; способность к социальной адаптации, умение работать в сотрудничестве.

(КК2) Информационная компетенция — умение находить, отбирать, преобразовывать, сохранять, передавать необходимые сведения из медиасредств, соблюдая правила информационной безопасности, включая формирование медиакультуры.

(КК3) Компетенция самосовершенствования — стремление к физическому, духовному, моральному, интеллектуальному и творческому развитию; стремление к совершенствованию, умение постоянно работать над собой, умение адекватно оценивать свои действия, контролировать себя и принимать самостоятельные решения, используя свой жизненный опыт и когнитивные навыки.

(КК4) Компетенция социальной и гражданской активности — осознание сопричастности к общественным событиям, процессам и активное в них участие (различные мероприятия в рамках государственных праздников, молодёжных организаций и т.д.); знание и соблюдение гражданских прав и обязанностей; соблюдение норм речевого этикета в различных сферах деятельности (профессиональных и гражданских отношениях), владение экономической и правовой культурой.

(КК5) Национально и общекультурная компетенция — гражданственность и патриотизм, верность общечеловеческим и национальным ценностям; умение понимать и воспринимать произведения мировой художественной литературы и искусства; формирование культуры поведения, здорового образа жизни, умения быть опрятным.

(КК6) Компетенция математической грамотности, осведомлённости о достижениях науки и техники, умения пользоваться ими — умение планировать личную, семейную жизнь и профессиональную деятельность на основе точного расчета; умение читать различные формулы, модели, графики, чертежи и диаграммы, пользоваться ими в повседневной жизни; осведомленность о достижениях науки и техники, облегчающих труд человека, повышающих его эффективность и действенность, умение ими пользоваться.

Предметные компетенции по истории

(ПК-1) Компетенция понимания исторической действительности и ее разъяснения в логической последовательности

(для выпускников 4-го класса общеобразовательных школ)

  • знает о счете лет в истории;
  • может рассказать о важнейших исторических фактах, событиях и процессах;
  • при изложении собственных мнений и взглядов использует знание истории.

(для выпускников 4-го класса специализированных школ и общеобразовательных школ с углубленным изучением истории)

  • может объяснить исторические процессы с помощью наглядности.

(для выпускников 9-го класса общеобразовательных школ)

  • знает о счете лет и эпох в истории;
  • может рассказать о историко-географических территориях;
  • может рассказать о важнейших событиях и процессах, оставивших след в истории Узбекистана и мировой истории с древних времен до начала ХХ века;
  • может пояснить этапы формирования узбекского народа;
  • может делать выводы в связи со знанием изученных исторических эпох;
  • может рассказать о формировании государств, их территории, населении и управлении;
  • может рассказать о процветании культуры и духовности узбекского народа, светских и духовных ценностях, об их влиянии на мировую цивилизацию;
  • может рассказать о памятниках истории и архитектуры нашей страны, об исторических личностях, которые внесли свой вклад в развитие науки, культуры и государственности.

(для выпускников 11-класса общеобразовательных школ и колледжей)

  • может рассказать об историко-географических территориях;
  • может рассазать о важнейших исторических событиях и процессах в истории Узбекистана и мировой истории с начала ХХ века до сегодняшних дней, оставивиших след в истории человечества;
  • может рассказать о процессах в общественно-экономической, политической и культурной жизни нашей страны в годы независимости;
  • может рассказать о внешнеполитической деятельности государства Узбекистан, в том числе о политике, направленной на сохранение мира;
  • может делать выводы в связи со знанием изученных исторических эпох
    может рассказать о формировании государств, их территории, населении и управлении;
  • может рассказать о развитии культуры и духовности узбекского народа за годы независимости, светских и духовных ценностях, а также о мыслителях, внесших вклад в развитие науки и государственности;
  • может рассказать о развитии в области физкультуры и спорта;
  • знает результаты исторических событий, обобщает, излагает их и делает выводы;

(для выпускников специализированных школ и колледжей с углубленным изучением истории )

  • может рассказать о важнейших событиях и процессах в истории Узбекистана и мировой истории, которые оставили след в истории человечества;
  • может сравнивать, анализировать, оценивать исторические эпохи и делать выводы, написать эссе на основе исторических данных;
  • может анализировать события и процессы с точки зрения исторического периода, дать им оценку, сделать выводы и установить взаимосвязи;
  • может написать эссе о возникновении государств, форме государственности, социально-политических и экономических процессах в них, внешних и внутренних отношениях, военном потенциале, роли в развитии мировой цивилизации;
  • может связывать знания, полученные при изучении истории, с изучением других дисциплин. 

(ПК-2) Компетенция работы с историческими источниками и литературой

(для выпускников 4-го класса общеобразовательных школ)

  • может составить небольшие рассказы по историческим иллюстрациям;
    может разъяснить свои мысли с помощью исторических карт и дополнительных исторических материалов(видеофильмов, слайдов). 

(для выпускников 9-го класса общеобразовательных школ)

  • может объяснить исторические топонимы при изложении событий истории начиная с древних времен до начала XX века;
  • может пользоваться дополнительными источниками, в том числе литературой;
    может получать исторические знания из художественных произведений по истории, средств массовой информации. 

(для выпускников 11-класса общеобразовательных школ и колледжей)

  • при изложении исторических событий с начала XX века и до наших дней может пояснить важные исторические топонимы;
  • при изложении исторических процессов и событий может использовать дополнительные источники, в том числе литературу;
  • соблюдает информационную культуру при использовании художественных произведений на историческую тематику, сведений, полученных из средств массовой информации.

(для выпускников специализированных школ и колледжей с углубленным изучением истории)

  • самостоятельно изучает исторические источники, может собрать дополнительную информацию по теме, делает выводы, дает оценки, высказывает свое мнение;
  • может самостоятельно подбирать необходимую литературу по теме, готовить рефераты и презентации;
  • может составить генеалогическое древо своей семьи.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram! — @idum_uz

🔥2.9 K раз просмотрено

Добавить комментарий