На этой странице вы можете ознакомиться с рекомендацией Министерства дошкольного и школьного образования о введении вариационных учебных планов в общеобразовательных средних учебных заведениях.
Рекомендация по внедрению вариативных учебных планов в общеобразовательных средних учебных заведениях
(Приложение №1 к приказу Министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан от 20 июня 2024 года №190)
I. Общие правила
1. Данная рекомендация была разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Концепция развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № ПП-5712;
Государственная программа по реализации новой стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы “внимание к человеку и качественное образование», утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2023 года № ПФ-27;
Постановление Президента Республики Узбекистан от 12 августа 2020 года № ПП-4805 ”О мерах по повышению качества непрерывного образования и результативности науки по направлениям химии и биологии»;
Постановление Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2021 года № ПП-5032 “О мерах по повышению качества образования и развитию научных исследований в области физики” .
2. В общеобразовательных учреждениях системы дошкольного и школьного образования вводятся вариативные учебные планы в7-11 классах на добровольной основе.
3. В общеобразовательных учреждениях в течение учебного года не допускается изменение направленности классов, в которых введены вариативные учебные планы (далее – класс по выбору), и преобразование их в традиционный класс.
В общеобразовательных организациях направление отборочного класса может быть изменено педагогическим советом в конце текущего учебного года и накануне начала нового учебного года.
4. В общеобразовательных учебных заведениях, если одна треть учащихся, их родители и учителя в классе недовольны, вариативная учебная программа в этом классе не вводится.
II. Цель вариативных учебных планов
5. Основная цель внедрения вариативных учебных планов в общеобразовательных учреждениях:
- учет интересов обучающегося при организации учебного процесса;
- организация учебного процесса на основе компетентностного подхода;
- организация учебного процесса с учетом индивидуальных желаний, способностей учащихся;
- создать условия для подготовки учащихся к поступлению в вузы в самих учебных заведениях и тем самым создать дополнительные возможности для родителей не тратить лишние деньги на репетиторов.
III. Порядок введения вариативных учебных планов
1-§. Выборочный класс
6. 6. В общеобразовательных учреждениях наряду с традиционными классами, обучающимися по базовому учебному плану общеобразовательных школ на учебный год, утверждаемому соответствующим приказом министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан, могут быть организованы выборочные классы, обучающиеся по вариативному учебному плану.
7. Количество учащихся в выборочном классе должно соответствовать “Положению о среднем общем образовании”, утвержденному постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 15 марта 2017 года № 140.
В специализированных классах государственных общеобразовательных учреждений, где углубленно изучаются факультативы, второй иностранный язык, бизнес и профессиональные направления, а также отдельные предметы, вариативные учебные планы не применяются.
Конкурсный класс организуется за счет контингента учащихся 7-11 классов, имеющихся в общеобразовательном учреждении.
8. В общеобразовательных учреждениях может быть организован выборочный класс по нескольким направлениям. При этом выборочный класс организуется даже при наличии в образовательном учреждении одного класса из 7-11 классов.
При этом целесообразно организовать выборочный класс по следующим направлениям:
1 направление: для 7-11 класса — филология;
2 направление: для 7-11 класса — иностранные языки;
3 направление: для 7-11 класса — финансово-экономическое направление;
4 направление: для 7-11 класса — веб-фрилансер (заработок через интернет);
5 направление: для 7-11 класса – инженерия (технология);
6 направление: для 7-11 класса — естественные науки;
7 направление: для 7-11 класса — социально-гуманитарное направление;
8 направление: для 7-11 класса — начальное образование;
9 направление: для 7-11 класса – химико-технологическое направление;
10 направление: для 7-11 класса — география и геология;
11 направление: для 7-11 класса — дошкольное образование и психология;
12 направление: для 7-11 класса — история и археология;
13 направление: для 7-11 класса — туризм;
14 направление: для 7-11 класса — юриспруденция;
15 направление: для 7-11 класса — социальная работа;
16 направление: для 7-11 класса — деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения и жизнедеятельности;
17 направление: для 7-11 класса — спорт:
18 направление: для 10-11 класса — военно-патриотическая направленность.
9. В соответствующем выборочном классе общеобразовательных средних учебных заведений образовательный процесс осуществляется только в одном направлении. Одному классу не разрешается выбирать два направления.
10. Направление выборочного класса определяется путем проведения опроса среди учащихся соответствующего классного отделения.
11. В школе будет сформирована отборочная комиссия, которая проведёт опрос среди учащихся и подведет итоги.
Состав отборочной комиссии формируется следующим образом:
председатель комиссии — заместитель директора школы по воспитательной работе;
в состав комиссии войдут школьный психолог, нынешние классные руководители, руководители метод объединений и представитель от родителей;
При этом не допускается включение в состав отборочной комиссии учителей-предметников (за исключением руководителей методических объединений, классных руководителей).
12. Форма проведения опроса по выбору определяется комиссией.
13. В процессе проведения опроса, направленного на определение направления выбора класса среди учащихся, родители также могут принять участие вместе со своими детьми. При этом один ученик выбирает только одно направление.
14. В целях обеспечения прозрачности процесса проведения опроса и подведения итогов, установления общественного контроля члены наблюдательного совета школы могут участвовать в этих процессах в качестве наблюдателей.
15. Если в результате опроса количество учащихся, желающих учиться в соответствующем выборочном классе, превышает 35 человек, в этом случае учащиеся принимаются в выборочный класс на основании результатов тестирования по соответствующему предмету, которое организуется приемной комиссией. Ученик, который не смог сдать тест, продолжает учиться в традиционном классе.
Если количество учащихся, желающих обучаться в выборочном классе, не превышает 35, то учащиеся принимаются в выборочный класс без испытания. Кроме того, если в школе имеется только один соответствующий класс, в этом случае, независимо от количества учащихся в этом классе, все учащиеся допускаются в выборочный класс без тестирования.
16. Родители пишут заявление на имя директора о приёме их детей в выборочный класс.
17. Учащимся не разрешается переводиться из класса выборочного класса в класс традиционного или из класса традиционного класса в класс выборочного в течение учебного года.
18. Учащиеся распределяются по классам пропорционально количеству занятий по тому направлению, которое они выбрали больше всего. В этом случае количество классов не должно превышать количество соответствующих доступных классов.
19. Заместитель директора школы по учебной работе и руководители метод объединений готовят информацию о направлении класса по выбору, предметах по выбору, классном часе, списке учащихся, классном руководителе и преподавателях, преподающих эти предметы.
20. Эта информация обсуждается на педагогическом совете школы, на котором принимается соответствующее решение о направлении конкурсного класса, о преподавателях конкурсного предмета, об их классном часе, об определении классного руководителя, утверждении списка учащихся. На основании решения данного педсовета издается приказ директора школы.
21. В выборочном классе общеобразовательных учреждений соответствующие предметы по выбору могут преподавать в первую очередь учителя высшей, первой или второй категории, а при их отсутствии-и начинающие учителя-специалисты.
22. Исходя из направления выборочного класса, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, соответствующее предметно-методическое объединение и учителя факультативных дисциплин совместно составляют календарно-предметный план конкурсного занятия на основе типовых календарно-предметных планов, разработанных республиканским образовательным центром (в этот план может быть внесено до 30% изменений), и этот план утверждается директором школы.
23. Вариативные учебные планы разрабатываются и утверждаются Министерством дошкольного и школьного образования. Вариативный учебный план будет состоять из обязательных и выборочных предметов.
24. В часы, отведенные для выборочного предмета, выполнется следующее:
- углубленное изучение предметов и предоставление учащимся дополнительной информации по смежным темам;
- закрепление знаний учащихся и обеспечение полноценного усвоения предметов;
- Использование платформ образовательных ресурсов, рекомендованных Министерством дошкольного и школьного образования;
- примеры и задачи из дополнительной литературы, решения тестов;
организация практических занятий с привлечением преподавателей высших учебных заведений; - подготовка учащихся к вступительным экзаменам высших учебных заведений.
25. При преподавании выборочных предметов помимо учебников, может использоваться дополнительная литература и ресурсы.
26. Итоговые оценки к аттестату об общем среднем образовании выпускников 11 классов, получивших образование по вариативному учебному плану, выставляются следующим образом:
- ежегодные (итоговые) оценки по всем предметам, преподаваемым в 11 классе по вариативной учебной программе, выставляются на основе классных журналов (печатных или электронных;
- В 10-11 классах оценки по предметам, не сданным в классах, организованных по вариативному учебному плану, копируются из аттестата о базовом среднем образовании 9 класса;
- оценки по предметам “Основы предпринимательства” и “астрономия”, не сданным в классах, организованных по вариативному учебному плану, не выставляются.
IV. Заключительные правила
27. Организация или завершение выборочного класса осуществляется на основании решения педагогического совета школы.