8 июля 2025 года Кабинет Министров принял постановление «Об утверждении профессиональных стандартов педагогов дошкольного образования».
Данное решение принято в рамках обеспечения реализации Указа Президента Республики Узбекистан №УП-152 от 30 сентября 2024 года и заложило основу для значимого этапа реформ в системе образования.
Новый стандарт устанавливает четкие критерии для педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях, по таким ключевым направлениям, как личностные качества педагога (ответственность, социальная активность, нравственная культура и др.), профессиональные знания и умения, а также компетенции, которые необходимо применять на практике.
Стандарт включает в себя основные принципы профессионального стандарта, порядок применения стандарта в деятельности образовательных организаций (1), критерии знаний (2) и навыков, предъявляемые к педагогическим работникам (3).
В соответствии с постановлением Министерству дошкольного и школьного образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на министра дошкольного и школьного образования Х.Х. Умаровой.
Профессиональный стандарт педагога дошкольной образовательной организации, наряду с основными критериями педагогической деятельности, профессиональной этики, знаний, навыков и квалификации, определяет также конкретные задачи для педагогических работников и организаций.
Согласно стандарту, воспитатели, работающие в дошкольной образовательной организации, должны придерживаться следующих основных принципов: создание качественной образовательной среды, учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка, организация инклюзивного образования, использование методических подходов к решению проблемных ситуаций.
В профессиональном стандарте выделены следующие понятия:
Знания – теоретическая подготовка педагога, необходимая для осуществления трудовой деятельности.
Умения – совокупность действий, формируемых в процессе практической деятельности.
Квалификация – уровень самостоятельного и эффективного выполнения профессиональных задач.
Для кого предназначен?
Профессиональный стандарт: используется в качестве основного критерия педагогами дошкольных учреждений (педагогами, психологами, дефектологами, логопедами), методистами, руководителями образовательных организаций, высших учебных заведений и органов аттестации.
Кто и как его использует?
Педагог: оценивает свою деятельность, планирует профессиональное развитие, адаптирует результаты к новым условиям.
Образовательная организация: использует его при подборе и заключении договоров с педагогами, организации процесса повышения квалификации и формировании кадровой политики.
Профессиональные и высшие учебные заведения: разрабатывают учебные программы, соответствующие квалификационным требованиям, оценивают теоретическую и практическую подготовку педагогов.
Государственные органы: контролируют качество профессиональной подготовки, совершенствуют должностные инструкции и систему аттестации, проводят мониторинг.