Как отвечать на детские вопросы? (Консультация для родителей) - Ta’lim / Образование

Выберите язык:

Как отвечать на детские вопросы? (Консультация для родителей)

1365054924_vospitanie-rebenkaВсем родителям хорошо известно, как дети любят задавать вопросы. «Почему, зачем, как?» — обойма вопросов в течение дня в определенном возрасте (от 3 до 5 лет) часто утомляет взрослых. Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять «почемучек» без ответа нельзя, но и отвечать нужно уметь. Не говоря уже о том, что сами родители должны знать многое, чтобы не попасть впросак (а если уж не знают – лучше признаться в своём незнании), знания, передаваемые детям, следует облекать в доступную «детскую» форму.

2366
«Почему чашка разбилась?» — спрашивает ребенок. Стандартный ответ взрослого: «Потому что она стеклянная.» Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: «А как ты думаешь, тарелка разобьется? Почему? А ваза? Почему?», постараться привести ребенка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определенным свойством.
И ещё дети очень любят загадки. Известный детский писатель Дж. Родари видит причину детской любви к загадкам в том, что они «в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности.
Для ребенка мир полон таинственных предметов, понятных событий, непостижимых форм.

Само присутствие ребенка в мире – тайна, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих». Дети ставят перед взрослыми прямые вопросы, но ответы взрослых не всегда должны быть прямыми. В некоторых случаях полезнее сказать «Подумай сам», или, если это не помогает, поставить перед ребенком наводящий вопрос, который поможет ему прийти к самостоятельному ответу.
135035837806610300Пятилетний мальчик сидит и рассматривает картинки к игре «Домашние животные»; он ещё не умеет читать, но долго-долго изучает изображения животных, потом подходит к маме и спрашивает: «Мама, а как их всех вместе зовут?». Мама оказалась находчивой и задала встречный вопрос: «А как бы ты их назвал?». Мальчик подумал и сказал: «Скоты». Не важно, что слово «скоты» не совсем красивое; важно другое – мальчик самостоятельно сделал обобщение и нашел верное слово.
Познавательная направленность присуща в той или иной мере всем нормальным детям.
Перевести эту направленность в русло познавательных интересов – задача взрослых, которая должна осуществляться на протяжении всего дошкольного детства.
Общего рецепта формирования познавательных интересов нет, но если папы и мамы постараются придерживаться хотя бы некоторых принципов – у детей возникнут предпосылки познавательных интересов.
Прежде всего, не следует «отмахиваться» от детских вопросов, оставляя их без внимания. Отвечая, не сообщать прописные истины, которые ребенок не в состоянии понять, а переводить эти истины на язык детства.
fizicheskij-kontakt-kak-proyavlenie-lyubviЯзык детства не сюсюканье и не прибавление к словам уменьшительных суффиксов -чка, -шек, -ушка, -юшка и т.д.

Язык детства – это то, что доступно пониманию ребенка. Поэтому лучше, если возможно, показать детям интересующие их предметы и события, а не ограничиваться «голыми» словами. Полезно использовать любовь детей к загадкам, ставить перед ними вопросы, на которые они могут ответить самостоятельно, опираясь на собственный опыт деятельности.
И главное, постоянно давать детям пищу для ума, тем самым создавая познавательную активность.

О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, психологи                                                      источник

Добавить комментарий