В настоящее время, когда Интернет (INTERNET, сокращённое от INTERcornnected NETworks — объединённые сети) — глобальная всемирная телекоммуникационная сеть становится частью жизни человека с самого раннего возраста, защита детей является важнейшей проблемой, которая срочно требует глобальной скоординированной реакции.
Сеть Интернет трансгранична и содержит в себе как полезную информацию, так и большое количество негативной, деструктивной информации, несовместимой с моральными и этическими нормами, которые отрицательно влияют на сознание и нравственное воспитание молодого подрастающего поколения.
Настоящее руководство несет рекомендательный характер и разработано на основе результатов исследований но проблемам безопасности детей в сети Интернет, в рамках инициативы Центра обеспечения информационной безопасности и адресовано пользователям-подросткам и их родителям.
Цель — не изолировать ребенка от Интернета, а создать полноценный инструмент для его развития Интернет играет очень значительную роль в воспитаиии ребенка, так как модели поведения, нормы жизни, образ мыслей, картина мира — все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети. Иногда родители считают, что дома за компьютером их ребенок в безопасности, однако, в виртуальном мире детей также могут поджидать определенные риски, угрозы и опасности. Чтобы понять, как защитить себя от рисков и угроз, уберечь себя от опасности, специалисты по информационной безопасности подготовили некоторые несложные правила и рекомендации, на которые следует обратить особое внимание и помнить при работе с Интернетом.
РИСКИ- в сети существуют три основных типа:
Контентный риск — присутствие в сети различных материалов (текстов, изображений, аудио-, видео файлов, ссылок), содержащих противозаконную, неэтичную и вредную информацию (насилие, жестокость, безнравственность, нецензурную лексику, разжигание расовой, этнической и межнациональной розни, терроризм и религиозный экстремизм, пропаганду наркотических и психотропных препаратов, суицид, азартные игры), негативно сказывающуюся на моральном и духовном воспитании молодого поколения.
Коммуникационный риск — возникает в процессе межличностного общения в сети Интернет с незнакомыми (малознакомыми) пользователями. Анонимность и уверенность в своей безнаказанности некоторых пользователей приводит к оскорблениям, троллингу,
кибербуллингу, домогательствам и шантажу в сети.
Технический риск — повреждение ПО или хищение конфиденциальной, личной информации, посредством вредопосных программ (вирусы, боты, шпионские программы) и кибермошенничество.
УГРОЗЫ — специалисты классифицировали основные виды угроз, которым подвергаются дети во «всемирной паутине», что несомненно, может отразиться на их психике.
1. Легкая доступность к нежелательным сайтам и материалам (фото, видео, аудио и публикации) содержащие сцены жестокости, насилия, безнравственность, аморального поведения, информацию о наркотиках, о призывах к противоправным действиям, расовую и этническую ненависть.
2. Общение, переписка, знакомство с незнакомыми людьми посредством электронной почты, социальных сетей и различных сомнительных форумов.
3. Процесс не контролируемых покупок через Интернет и бесконтрольное времяпровождения за онлайн играми, с которыми также имеют дело дети в Интернете.
ОПАСНОСТИ — эксперты по информационной безопасности выделили 5 наиболее важных типов опасности, пренебрежение к которым может негативно отразиться на детях.
1. Потеря родительского авторитета вследствие бесконтрольного пользования Интернетом. Зачастую родители оставляют подростка один на один с всемирной сетью, посчитав его взрослыми, или просто, лишь бы ребенок был отвлечен чем-то и не мешал родителям.
Это первый шаг к тому, что молодые люди начинают бесконтрольно пользоваться Интернетом, что впоследствии приводит к тому, что дети перестают слушать родителей, врать им и огрызаться.
2. Перевёрнутая система культур, идей, идеологий. Дети постоянно ищут способы самовыражения, свое место в обществе. Они остро нуждаются в ощущении своей независимости и самостоятельности. И на этом пути, распространяемая и пропагандируемая в сетях Интернет перевёрнутая система культур, так называемых субкультурных течений, как «готы», «эмо» и т.д., идеология религиозно- экстремистского толка представляют особую опасность для молодых людей, у которых ещё не сформирована личность. Кроме этого, зачастую в сети можно услышать песни (клипы), содержащие мат, наполненные тоской, пессимизмом и отвращением к людям, песни с тюремными «понятиями». В сюжетах некоторых песен прослеживается противостояние с обществом, презрение к закону, драки, криминальные разборки, убийства, наркотический кайф, и тому подобное. Влияние такого рода искусства «нулевой» художественной ценности, описывать нет смысла.
3. Анонимное Интернет-общение. Онлайн-общение отличается по своей природе от «живого» общения. Тут совсем другие нормы и правила поведения, другие этические стандарты, другие регуляторы. В форумах, чатах, сообществах происходит общение с неизвестными людьми, и анонимность подталкивает людей к вседозволенному поведению и высказываниям в Интернете, которые никогда бы они себе не позволили в реальном мире. Анонимное общение может привести к оскорблениям, кибербуллингу, унижениям и домогательствам в сети. Знакомства в Интернете явно относятся к тем критериям, которые родители просто обязаны контролировать во имя безопасности ребенка, в том числе и физической.
4. Потеря персональных данных. В большинстве случаев утечка персональных данных происходит из-за излишней доверчивости и открытости пользователей, в основном детей и подростков, в сети Интернет. Это случается в чатах, форумах при заполнении анкет, при совершении онлайн-покупок, а также при регистрации в социальных сетях. Этот набор персональных данных, лакомый кусочек для злоумышленников, которые могут воспользоваться ими в корыстных и противоправных целях. Особенно хочется отметить то, что основным местом утечки персональных данных являются аккаунты (страничка) в социальных сетях. Многие молодые пользователи в них выкладывают в свободный доступ всё, начиная от имени и года рождения (номер телефона, школы, адреса проживания, места, где они любят бывать, описывают свое настроение и характер), до личных фото в огромном количестве.
5. Игромания. Онлайн-игры действительно увлекательны, их разработчики сделали все, чтобы пользователь как можно дольше оставался в игре. Современные онлайн-игры требуют много времени для прохождения определенных этапов и предлагают бесконечное развитие персонажей, что приводит к полному погружению молодых пользователей в игру. Подростки нуждаются в самовыражении и самореализации, что они и находят в играх. Это может привести к психологическому расстройству — зависимости. Многие дети начинают пропускать учёбу, забывают поесть, не спят, проводя время за игрой.
6. Повреждение программного обеспечения, посредством вредоносных программ (вирусы, спамы, шпионские программы, фишинги). Интернет-мошенники часто пользуются доверчивостью и незнанием молодых пользователей о разного рода атак, путем внедрение вредоносных программ на компьютеры пользователя. Так, переход по незнакомым ссылкам, скачивание программ и других мультимедийных файлов с неизвестных сайтов, чтение писем от непонятных «друзей», может привести к заражению компьютера вирусами, что приведет в конечном итоге к негативным последствиям.
Компьютерный вирус — это вид вредоносной программы, способный создавать копии самого себя и внедряться в код других программ, а также распространять свои копии по разнообразным каналам связи. Целью вируса является нарушение работы компьютера, удаление файлов, блокирование работы пользователей и т. п.
Шпионские программы — это программы, которые скрытным образом устанавливаются на компьютер с целью сбора информации о конфигурации компьютера, пользователе, пользовательской активности, а также производящие другие действия: изменение настроек, установка программ без ведома пользователя, перенаправление действий пользователя.
Спам — массовая рассылка писем содержащих вредные материалы.
Фишинг — письмо или ссылка, которое обычно маскируется под официальное сообщение. Для того, чтобы жертва не догадалась об обмане, оформление сайта или письма, имитируется под оформление официального варианта.
Методичка разработана в Центре Обеспечения информационной безопасности при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, и утверждена совместным постоновлением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций. Министерства Народного образования, и Высшего и средне — специального образования, от 7 апреля 2016 года №14-03-, 24- и 22-к/к.