В наши дни школу трудно предствать без бумаги: документы и отчёты учителей, книги и тетради, школьные журнали, даже дневник изготовлен из бумаги. Чтобы изготовить один лист бумаги уйдёт очень времени. Ниже мы поговорим об истории бумаги.
Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем (см. четыре великих изобретения). Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры. До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше из шёлка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда.
Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.
В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам. В VI—VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном.
Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.
Распространение бумаги на Востоке
Первым центром развития бумажного производства на Ближнем Востоке был город Самарканд. Пленные китайские мастера, попавшие в Самарканд в VIII веке, познакомили с бумагоделанием народы Средней Азии.
«Лучшая бумага в мире получается из Самарканда, вся вода для бумажных мельниц приходит из Конигила. Конигил находится на берегах Сиях-Аба, этот ручей называют также Аби Рахмат»
Захириддин Бабур
Нужно отметить, что история появления на нашей земле книг и первых библиотек уходит вглубь веков. Книги хранились в изготовленных из арчи сундуках, которые, в свою очередь, стояли в специальных дворцовых помещениях, куда не проникали лучи солнца и сырость. Более чем 2700-летняя история «Авесто» и тот факт, что она дошла до нас, свидетельствуют о богатом опыте и знаниях наших предков в области культуры хранения книг.
На территории Узбекистана действовали настоящие храмы науки: дворцовые библиотеки, библиотеки мечетей, общественные и личные библиотеки. Их фонды имели не только множество сочинений математического, астрономического, правового, исторического и географического характера, но и, естественно религиозного. В них хранились уникальные и редкие трактаты выдающихся ученых и мыслителей, известных всему миру Абу Али ибн Сино (Авиценна), аз-Замахшари, аль-Хорезми, Абу Райхон Беруни, аль-Фараби и многих других, которые впоследствии нашли свое место во всемирно знаменитых библиотеках правителя Самарканда.
В библиотеках Сахибкирана Амира Темура хранились рукописи на греческом, латинском, армянском, арабском, персидском и других языках. В них не только хранились книги, но и велась работа по сбору ценных рукописей, их художественному оформлению и переплетению. Такие библиотеки были книжными мастерскими. В них, под началом заведующего библиотекой – китабдара, работали опытные каллиграфы, художники-миниатюристы, резчики, переплетчики.
Основным материалом для рукописных книг служили пергамент и бумага. Производство высококачественной шелковой бумаги в Самарканде стало важнейшим фактором развития науки, литературы и искусства. В течение тысячи лет ремесленники — когозгары, выделывали лучшую в мире бумагу, обладавшую гладкой поверхностью,
прочностью, а главное – поглощавшую мало чернил. Были разработаны технологии изготовления различных сортов бумаги «Самарканд султон когози» (Султанский сорт), «Самарканд шойи когози» («шелковый), «Мир-ибрагими», «Нимканоп». Рукописная книга, сотворенная искусными мастерами на такой бумаге в нескольких экземплярах, стоила баснословно дорого. В библиотеках Самарканда, Бухары, Термеза и Шахрисабза в XIV-XV веках хранилось немало изящно оформленных и иллюстрированных редких рукописей.
С первых лет независимости в Узбекистане традиционно сложилось особое, почтительное отношение к книгам, что отражается и на потребительском спросе, на который во многом влияют духовно-нравственные факторы, в том числе воспитание в семье и уровень образования. Сегодня в Узбекистане функционирует более 100 издательств и 1420 типографий. Они ежегодно выпускают книжную продукцию в среднем более 1200 наименований, предлагая отечественным и зарубежным потребителям огромнейший мир книг.
Книгоиздатели Узбекистана — постоянные участники и призёры многих престижных международных книжных выставок и ярмарок. В июне минувшего года издатели Узбекистана участвовали на Международном конкурсе «Искусство книги — 2010», проходившим в Москве. В экспозиции стенда Узбекистана были представлены более 1000 книг, тематических журналов и брошюр, выпущенных известными издательствами республики. Книга «Каракалпакский фольклор», изданная ташкентским издательством «Маънавият» стала победителем в номинации «Содружество». Другая книга данного издательства «Природа Узбекистана. Кашкадарья» на узбекском, английском и русском языках признана лучшей в номинации «Моя страна». Кроме этого комплект книг для детей — «Атлас животных для школьников», «Моя самая первая энциклопедия», «Любимые сказки для детского сада», представленный Издательско-полиграфическим творческим домом имени Чулпана на узбекском и русском языках,