Какие требования предъявляются к расписанию уроков? Что необходимо учитывать при составлении расписания уроков? Кто составляет расписание уроков в школе? Все это мы разберем в этой статье.
Составление расписания это очень сложная задача. Существует особая наука – теория расписаний, изучающая и систематизирующая задачи такого рода, а также различные приближенные методы их решения. Особое место среди них занимают эвристические методы, в которых делаются попытки описать логику и технику действий диспетчера. НО, готовые программы не позволяют подготовить оптимальное расписание уроков с учетом пожеланий учителей и требований администрации и СанПиНа.
Расписание уроков – залог успеха работы ученика и учителя.
Расписание уроков включает в себя:
- учет санитарных правил и норм;
- учет учебной нагрузки педагога;
- учет динамической паузы в классах охраны зрения;
- деление класса на группы;
- объединение классов в поток;
- расписание класса без «окон»;
- сокращение «окон» в расписании учителей;
- планирование замен;
- учет внеклассной работы;
- занятость кабинетов;
- работа учителей в паре;
- совмещение учителями работы на 1, 2 и 3 ступени обучения;
- предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов;
- элективные курсы по выбору учащихся;
- дежурство по школе учащихся и учителей.
Активность умственной работоспособности школьников приходится на интервал 10—12 часов. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4 уроках. Уровень умственной работоспособности учащихся нарастает к середине недели и остаётся низким в понедельник и в пятницу. Наибольший объём учебной нагрузки должен быть во вторник и среду. Можно включить в расписание либо наиболее трудные предметы, либо в большем количестве средние и лёгкие. Следует чередовать трудные и лёгкие предметы, а также предметы одного цикла. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели.
При составлении расписания уроков можно использовать таблицу, в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.
Предметы | Количество учеников |
Математика, информатика | 11 |
Родной язык, иностранные языки (русский язык в узбекских группах, английский язык, французкий язык, немецкий язык) | 10 |
Физика, химия, астрономия | 9 |
История, право, экономика | 8 |
География, биология | 7 |
Идея национальной независимости | 6 |
Физическое воспитание | 5 |
Труд | 4 |
Черчение | 3 |
Рисование | 2 |
Музыка | 1 |
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов для учащихся старшего возраста должно приходиться на вторник и среду. Для учащихся среднего возраста наибольшая интенсивность по сумме баллов за день должна приходиться на вторник и четверг, среда должна быть несколько облегчённым днём. Расписание не будет отвечать санитарным нормам, когда наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.
Для составления расписания необходимы следующие документы:
- учебный план;
- учебная нагрузка учителей;
- расписание учителей;
- расписание по классам на неделю;
- временное расписание по дням недели;
- список кабинетов.
В течение учебного года учителя могут болеть, посещать курсы, семинары, и т.д. В связи с этим завучу приходится делать изменения в расписании. Обычно предмет, который нужно заменить, проводит другой учитель этого же предмета. Но это приводит к тому, что необходимо делать изменения в расписании на дополнительном стенде. Для этого используется таблица “Расписание учителей” и таблица “Перечень кабинетов”. В изменениях указывается расписание только тех классов, в которых такие изменения есть.
Завуч, отвечающий за расписание в общеобразовательной школе, должен помнить о том, что его цель создать оптимальные условия для учителей и учащихся при проведении образовательного процесса.
qanday ko’chirib olaman iloji bo’lmayaptiku
Сайтга юкладим, саҳифа сўнгида юклаб олишингиз мумкин.