Ближе к концу четверти учителя берут контрольные работы у учеников. В этот момент ученики активно списывают работы у одноклассников. Так почему ученики списывают и как с этим бороться? Попытаемся найти ответы на этот вопрос.
Все мы вроде бы знаем, что списывать плохо. Ведь, чтобы получить новые знания, надо разобраться самому. Но если поговорить об этом со школьниками, то оказывается, иногда списывать — это оптимальное решение проблемы. Например, если тебе неинтересно. Или страшно признаться, что ты что-то не понял, а высокую оценку получить нужно.
Мы начали разговор с учениками об академической честности в прошлом году и опросили ребят с 5 по 11 класс. Узнавали, что они под этим понимают, списывают ли и почему, как к этому относятся. А недавно на школьном семинаре перед началом учебного года мы вместе с педагогами анализировали ответы и пытались определить, какие условия мы можем создать, чтобы школьникам хотелось выполнять задания и искать ответы.
Мы выяснили, что зачастую дети списывают, потому что боятся получить плохую оценку, которую нельзя исправить, или ошибиться в принципе. Некоторые задания слишком лёгкие или скучные, и непонятно, зачем их вообще выполнять, в чём их значимость. Иногда не хватает времени, чтобы сделать самостоятельно или подготовиться к работе, а иногда решения легко «погуглить». А ещё порой переписываешь ответ и заодно разбираешься в теме, или пишешь шпаргалки и лучше запоминаешь.
На основе ответов школьников мы попробовали обозначить, что стоит и чего точно не стоит делать учителю, чтобы дети видели ценность в академической честности. Вот некоторые идеи.
— У учеников должна быть возможность ошибаться и исправлять ошибки. Важно транслировать, что трудности — это нормально, они могут быть, и об этом нужно говорить.
— Также важно, чтобы школьнику было интересно выполнять задания, он чувствовал свою причастность, мог как-то влиять на то, что изучает. Можно задать себе вопросы: участвуют ли ученики в проектировании занятий? заложен ли в задание выбор? чувствует ли ученик принадлежность к команде или важной для себя группе? чувствует ли ученик, что задание ему по силам? знает ли он, где найти помощь?
— Мы поняли, что некоторые ребята путают взаимопомощь и списывание. Помогать друг другу, вместе разбираться в теме, пользоваться разными ресурсами можно и нужно.
— Задание должны быть разнообразными. Такими, чтобы детям хотелось их делать. Можно комбинировать работу на отработку навыков с заданиями из реальной жизни, которые могут встретиться за пределами урока. Например, забронировать себе отель за рубежом или принять участие в реальной конференции. Обычно такие задачи плохо структурированы, и ученикам нужно самим искать способ решения. Можно использовать креативные инструменты, придумывать необычные форматы работы или предложить школьникам сделать проект.
— Правила урока, цели курса, критерии оценивания должны быть прозрачными и ясными. И их лучше обсуждать вместе с учениками, объяснять, в чём их ценность, и фиксировать договорённости.
— Нужно давать задания, которые попадают в зоны ближайшего развития ребёнка — на грани уже понятного и освоенного и сложного и нового.
— Важно обсуждать с детьми, в чём смысл тех или иных работ, какие навыки они развивают, как могут пригодиться.
— Нужно учить ребят самопроверке и оценке своих сил, фиксировать индивидуальный прогресс ученика. Перед тем, как давать контрольную или какую-то проверочную работу, важно проверить, готовы ли к ней дети, поняли ли они тему.
— Учителям важно договариваться друг с другом и соотносить объёмы заданий с общей занятостью детей. Также важно спрашивать у детей про их загрузку, собирать обратную связь. Задания должны быть выполнимыми (как по срокам, так и по объёму).
Конечно, академическая честность возможна, только если обе стороны — и ученики, и учителя — понимают её значимость и готовы делать шаги навстречу друг другу, делиться своими ожиданиями и запросами, быть в диалоге. Поэтому ученикам также важно не бояться заявлять о своих сложностях, непонимании, задавать вопросы учителю, делиться, если что-то кажется бесполезным. Соблюдать правила и договорённости, не обманывать и помнить, что учёба — это в том числе его зона ответственности. Теперь предстоит обсудить всё это со школьниками.
Опрос 2015 года в США показал, что 58% учеников подделывали свои работы, а 95% списывали еще и во время контрольных работ. Подобных опросов не проводилось в последнее время в Узбекистане. Но как думаете, сильно ли будут отличаться результаты?
Почему же учащиеся списывают?
Согласно данным ученых и психологов причин у списывания может быть множество. Однако есть несколько самых популярных, знание о которых поможет учителям найти подход даже к самому нечестному ученику и уговорить его выполнить работу самостоятельно.
Ученик всегда найдет достаточную причину списать
Каждый ученик понимает, что списывать плохо. Однако каждый из них находит свои рамки, чтобы не чувствовать вины.
Некоторые из них списывают, потому что не видят смысла в задании или предмете (сюда можно отнести ненавистное многими формальное домашнее задание). Другие списывают, когда воспринимают задание или экзамен «самым важным испытанием в жизни».
«Учителя никак не отбирали материал для урока, они вбивали в наши головы все подряд, — рассказывает Александр, недавно окончивший институт. – Они спрашивали материал, о котором даже не рассказывали на уроке, а каждая плохо выполненная работа могла плохо повлиять на итоговую оценку».
Технологии упрощают списывание и делают его нормой
Смартфоны и Яндекс с Google всегда к услугам современных учеников. При их помощи любой ответ можно найти за пару секунд, а также найти готовое сочинение и перенести его на бумагу. Исследования показывают, что технологии сделали списывание удобным и простым, а также более сложным для распознавания.
Как бороться со списыванием?
Даже честным ученикам надо помогать поступать правильно, считает Джейсон Стивенс, изучающий мотивацию и этику подростков в университете Окленда. По его мнению, именно у учителей есть возможность развивать в детях чувство ответственности и помогать им преодолевать любые причины, оправдывающие списывание.
Перестаньте давать задания, провоцирующие списывание
Дети намного меньше списывают, когда чувствуют свое единство с работой. Тестовые задания провоцируют детей на списывание, а уникальные задания, проверяющие интересы и компетенции ученика, сделают списывание трудным и менее привлекательным.
Однообразные домашние задания тоже частые виновники списываний, согласно исследованиям. Учителям стоит изменить и их концепцию: давать творческие задания, которые заставят детей мыслить критически и обсуждать их в классе. Также можно дать ученикам возможность раз в четверть не выполнять домашнее задание или не учитывать худшую оценку за него в четверти.
Обращайте внимание, как вы говорите
Никогда не хвалите ребенка за то, что он «умничка». Ученые говорят, что такая похвала демотивирует ребенка и повышает его любовь к списыванию. Помните, всегда хвалите ребенка за его труды и прогресс в обучении!
Психологи советуют использовать такие фразы, как «ты сделал эту работу лучше прошлой» или «отличная работа, но тебе есть куда расти, посмотри на эти части и попробуй сделать их еще лучше».
Создайте в классе «совет чести»
Дайте ученикам возможность создать собственный кодекс чести или написать правила класса (или школы) на «совете чести», которые покажут, как списывание влияет на их будущее и на окружающих.
Пусть затем старшие школьники расскажут об этих правилах младшим. Каждый ученик сделает письменное обязательство соблюдать кодекс. И каждое его нарушение будет отдельно обсуждаться на таком «совете».
Рассуждайте с детьми о последствиях списывания
Всегда полезно показать, к чему могут привести наши действия. Главное, не делать это в прямом морализаторским тоне. Например, на своих уроках мы обсуждаем, к чему могут привести те или иные поступки, при изучении пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира.
Списывание – это целый ряд психологических процессов, говорят нам ученые. Очень важно создавать кодексы и обсуждать последствия нарушений, но также важно понимать причины, по которым ученики списывают. Это позволит воспитать честность и создать творческую атмосферу в классе, а не только наказывать за отдельные поступки.