Из практики учителей: нестандартные способы успокоить шумный класс - Ta’lim / Образование

Выберите язык:

Из практики учителей: нестандартные способы успокоить шумный класс

У всех учителей рано или поздно появляются собственные приемы установления тишины в шумном классе. Речь идет не о рабочем шуме, который более эффективен, чем мертвая тишина, а о шуме, затрудняющем проведение урока, нерабочей обстановке, когда педагога не слушают.

Чем чаще всего болеют учителя?

Приводим несколько действенных приемов из опыта школьных учителей, которые помогут в управлении классом.


Экстравагантный жест

Одд Финли, в прошлом преподаватель английского, а ныне популярный блогер образовательного портала Edutopia, вспоминает, как однажды прижал руки к груди и упал на колени перед 36 взбунтовавшимися учениками. В классе мгновенно наступила тишина, ученики оцепенели. Встав с колен, педагог поблагодарил ребят за внимание и продолжил вести урок, словно ничего не произошло. Больше Тодд никогда не прибегал к этому трюку − ведь сработал эффект неожиданности, а добиться его можно только один раз.

 

Резкий звук

«Кто меня слышит, хлопни раз!» — не меняя тона, произносит Екатерина Анатольевна Прошкина, учитель московской школы. Среди шума внезапно раздаются хлопки, и ученики затихают.

Срабатывает безусловный ориентировочный рефлекс, − объясняет Екатерина Анатольевна, − внимание переключается на объект – источник резкого звука. Но часто этот прием использовать нельзя – пропадает эффект неожиданности, и реакции от учеников добиться уже сложнее.

 

Шепот

Одну из своих самых запоминающихся партий (опера «Дон Карлос») Федор Шаляпин прошептал. В абсолютной тишине полного зала тихие слова Шаляпина в ответ на могучее, раскатистое пение Василия Петрова тронули зрителей до глубины души. Овации продолжались несколько минут.

Многие педагоги используют похожий прием в школе: не пытаясь перекричать шумный класс, понижают голос до шепота. Вскоре ученики замолкают, чтобы расслышать, о чем говорит учитель.

 

Интрига

В основе трех следующих приемов − возбуждение любопытства у детей.

Первый: когда успокоить класс не получается, начните тихо, заговорщически общаться с небольшой группой детей. Остальным захочется услышать, о чем вы говорите, и они притихнут.

Второй: начните урок словами: «Пожалуйста, держите в секрете то, что я собираюсь вам рассказать. Возможно, меня уволят, если узнают, что я это сделала». И совсем не важно, что речь будет идти всего лишь о «е» и «и» в приставках или правилах вычитания дробей, – тишина и внимание учеников во время объяснения новой темы будут обеспечены.

Третий прием: когда класс расшумелся, сыграйте удивление и начните демонстративно разглядывать «что-то» за окном. На вопрос учеников, что там происходит, сделайте жест рукой: «подождите». Не пройдет и минуты, как все внимание детей будет принадлежать вам. Ведь только вы знаете, что «произошло» за окном. Выдержите паузу, произнесите: «ничего интересного, мне показалось» и продолжайте вести урок.

 

Коллективная игра с бонусами

В работе с учениками старших классов одной из московских школ хорошо показал себя метод коллективной игры с бонусами. В начале учебного года школьникам было представлено большое игровое поле с задачами, которые предстояло выполнять коллективно. Сделать шаг по игровому полю и переставить фишку ближе к финишу можно было, если класс выполнял задания и не получал в течение недели замечаний от учителей по поводу дисциплины на уроках. Призы в игре (в финале и на промежуточных этапах) − коллективные походы в кино, в боулинг, выезд на пикник.

 

Задание на доске

Самый распространенный прием мотивировать учеников начать работу, как только они входят в класс, − разместить на доске задание, которое нужно будет сдать в конце урока. Лучше, если новые задания будут появляться на одном и том же месте доски перед каждым уроком.

 

Общение на перемене

Другой эффективный прием, о котором часто несправедливо забывают: общение учителя и учеников на перемене, до урока. «Спасибо, что пришел вовремя!», «Рада, что ты уже достал учебник, похоже, мы готовы начинать!» — эти фразы учителя не только настраивают детей на работу, но и помогают укреплению эмоциональных связей между педагогом и учениками.

 

Классом необходимо управлять

Молодые учителя, которые только начинают работать в школе, часто используют одну из двух одинаково неэффективных стратегий управления классом: повышают голос на учеников, делающих что-то не так, или выгоняют их из класса, когда не могут с ними справиться. При таких подходах ученики чаще всего продолжают игнорировать учителя, и это означает, что ситуацию он не контролирует.

Профессор педагогики Гарри К. Вонг, автор книги «Первые дни в школе: как быть эффективным учителем», считает самой распространенной ошибкой то, что учителя не уделяют достаточного внимания управлению классом.

Они ведут уроки, а если что-то идет не так, прибегают к дисциплине. Но управление — это не дисциплина. Вы управляете магазином, а не дисциплинируете магазин. Вы управляете командой, а не дисциплинируете команду, − отмечает Гарри К. Вонг в своей книге. − Управление классом − это методы, которые позволяют учителям учить, а ученикам учиться.

Источник

Одна идея о “Из практики учителей: нестандартные способы успокоить шумный класс

  1. Наргиза

    Юкоридаги фикрларга кушиламан ва уз тажрибамда самарасини курганман.Синфни бошкаришнинг энг синалган усули бу юкори билимга эга булиш ва билимини укувчига нотиклик махорати оркали етказиб беришда деб уйлайман.

Добавить комментарий