Каждый учитель и родитель сталкивался с проблемой – нежеланием родителей приходить на школьное собрание. Оно воспринимается родителями подчас страшнее, чем ребёнком, например, контрольная работа по математике. Причин этому несколько – и нежелание выслушивать про двойки своего чада, и пустая трата времени, и непонимание практической значимости похода.
Родитель должен избавиться от установки, что если передали ребенка в школу, то теперь только школа должна им заниматься. Счастье ребенка и плодотворное его развитие не находится в прямой зависимости от того, сколько денег потратит семья на ремонт школьных классов, охрану школы.
Между тем, участие в общем собрании крайне необходимо и самим родителям, и учителю, и ребенку. Ребенок чувствует заботу о себе, включенность в общую жизнь коллектива. Родители могут узнать о текущей успеваемости, проблемах ребенка в коллективе, его успехах и неудачах. Учитель надеется получить поддержку со стороны родителей, помочь скорректировать поведение ребёнка.
Успех родительского собрания зависит от того, насколько конструктивно учитель сможет выстроить его ход, наладить диалог с родителями, избавиться от менторского тона.
Творческий подход учителя к проведению собрания обеспечит заинтересованность родителей и даст результат. Не стоит заниматься скучными нравоучениями! Деликатный тон со стороны учителя, подсказка — как выбраться из проблемной ситуации – настроят родителей на оптимистичный деловой лад.
Организуйте небольшие концертные номера – и кто из родителей не будет стремиться прийти посмотреть на выступление своего чада. Совершите совместные походы на природу, экскурсии – и начало взаимопонимания будет положено. Родитель, учитель и ребенок – не враги друг другу, а сотрудники!
Какие бывают родительские собрания
Практически все родители стремятся быть рядом со своим ребенком, понимать его проблемы, учить преодолевать трудности, при необходимости вовремя протянуть руку помощи. Но почему-то к моменту, когда ребенок становится школьником, их активность зачастую снижается. Есть родители, которые стремятся узнать, как помочь ребенку с домашними заданиями, в работе над ошибками, думают, как дополнить школьную жизнь экскурсиями и походами. Есть и такие, кто мало интересуется учебной деятельностью сына или дочери. И для тех, и для других родителей будут очень полезны родительские собрания.
По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.
Текущие – собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, подготовка к проведению праздников и другие текущие мероприятия.
Тематические – собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей учеников класса. Темы могут быть предложены учителем или самими родителями, например: “Роль книги в развитии интеллекта ребенка”, “Как преодолеть застенчивость”, “Поощрение и наказание” и др. Тематические родительские собрания чаще всего носят просветительский характер и направлены на пополнение знаний родителей в области воспитания детей.
На итоговых собраниях анализируются результаты достижений детей за определенное время. В ходе собрания родители имеют возможность узнать об успехах собственного ребенка и других учеников класса в учебе, о победах в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. Формой проведения итогового родительского собрания могут быть праздники, походы, торжественные собрания.
Первое родительское собрание
Накануне первого учебного года у родителей возникает много вопросов. Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в первом классе? Каким должен быть режим дня малыша? Сколько времени он теперь может проводить у телевизора? Какие учебные пособия и принадлежности ему нужны? И т.д. Поэтому первое родительское собрание, как правило организационное, проводится в начале сентября (иногда даже в конце августа). Учитель компетентно ответит на все вопросы родителей, подробно расскажет о работе группы продленного дня, кружков и секций. Чтобы ничего не упустить, заранее составьте список интересующих вас вопросов.
И еще один важный момент. Первое родительское собрание задает тон всему учебному году. Учитель, внося свои предложения по организации классных праздников, экскурсий, других мероприятий, надеется на активное сотрудничество с родителями. Не зря ведь в народе говорят: “Ум – хорошо, а два — лучше”. А если перефразировать эту пословицу на школьный лад, можно сказать и так: “Ум – хорошо, а 22 — лучше” (по количеству учеников класса). Принимайте активное участие в жизни класса. Ведь это единственная, неповторимая, насыщенная событиями, интересная, разнообразная жизнь вашего ребенка-школьника. У вас, как у любых современных родителей, наверняка есть большой запас знаний, богатый жизненный опыт. Возможно, именно вам придет в голову замечательная идея проведения урока-праздника для класса, в котором учится ваш ребенок.
Стоит попробовать
Собрание, на котором учитель ограничивается только замечаниями и пожеланиями родителям по поводу успеваемости и поведения детей и решением так называемых организационных вопросов, — не лучшая форма подобных мероприятий. Поэтому в некоторых школах практикуются деловые игры для родителей, тренинги, семинары, лектории. Конечно, многое решает стиль работы учительского коллектива и заинтересованность в ней конкретной школы.
Но и родители могут сделать эти встречи более познавательными и интересными. Не стесняйтесь предлагать наболевшие вопросы для совместного обсуждения. Возможно, опыт других родителей поможет вам в решении каких-то проблем воспитания и общения с детьми. Пригласите для разговора по интересующей вас теме психолога или другого специалиста. Спрос рождает предложение – от инициативы родителей не меньше, чем от инициативы классного руководителя и воспитателя, зависит продуктивность совместной работы. Иначе говоря, родительское собрание – замечательная возможность получить необходимую вам консультацию по целому ряду вопросов.
Инициатива приветствуется
“Ребенку очень важно знать, что родители небезразличны к его школьным делам, ведь школа играет важнейшую роль в его жизни. Отношение взрослых к родительским собраниям сказывается на отношении учащегося к учебе, так как родители личным примером показывают, насколько серьезно они воспринимают школьную жизнь детей. Поделиться своими мыслями ребенку психологически легче, когда он видит заинтересованность родителей, их сопричастность происходящему. Огромное значение имеет для ребенка и мнение старших о школе, об учителях. Нельзя от детей требовать выполнения школьных правил, а самим их игнорировать” – так считает психолог Ирина Приклонских.
Школьные годы быстротечны. Первый класс, так же как и второй, и третий, и девятый, будет у сына или дочери только один раз. Поэтому каждый новый учебный год запомнится им новыми яркими событиями. Принимая активное участие в жизни класса, вы повысите свой авторитет в глазах ребенка. Он будет уважать вас и гордиться тем, что школьная деятельность – ваше общее дело. Вы станете еще большими друзьями. Вам в полной мере удастся реализовать себя в качестве родителей, вы получите удовлетворение от того, что ваше мнение важно, что ваша идея будет реализована.
Видя заинтересованность со стороны родителей и их готовность оказать помощь, учитель постарается относиться к учебно-воспитательному процессу более творчески, и взаимоотношения с классом будут искренними и доверительными.
Как же могут участвовать родители в повседневной жизни класса?
- Совместно с учителем продумать проведение дней именинника (составить программу праздников, наметить подарки).
- Предложить маршруты экскурсий и свое сопровождение детской туристической группы.
- Предложить экскурсию на свое предприятие, в организацию, фирму, если сфера ее деятельности будет интересной детям этого возраста и безопасной для них.
- Совместно с учителем провести нестандартный урок по предмету школьной программы.
Каждый год – что-то новое
Результаты учебы, творческие успехи, поведение ученика – это минимум того, о чем готов рассказать учитель на родительском собрании. Родители дошкольников, посетив родительское собрание, могут узнать о том, как помочь копуше или молчуну, как приобщить ребенка к миру общечеловеческих ценностей, в каких ситуациях стоит наказывать малыша, а в каких – нет, как не перехвалить ребенка, как научить ребенка ответственности, как правильно подготовить его к школе, чем руководствоваться при выборе школы и т.д.
Не менее интересным будет разговор о свободном времени малыша. Учитель подскажет, чем можно занять ребенка, какие игры помогут с пользой провести время. Родителям первоклашек учитель подскажет, что необходимо сделать, чтобы ребенок легче преодолел период адаптации, как правильно организовать уголок школьника в доме, как помочь ему справиться с первыми трудностями, расскажет о правильном режиме дня. Ведь от первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы этот год стал удачным стартом всей школьной жизни.
Начало второго года обучения для детей во многом определяется тем, насколько успешным был для них первый год. Младший школьный возраст – узловой в становлении самооценки. Поэтому внимание родителей второклассников учитель обратит на то, что позитивная самооценка школьника зависит не только от его собственных успехов в учебе, но и от положительного отношения к нему со стороны близких взрослых. Он посоветует, как правильно построить отношения с ребенком в случае его неуспеваемости.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учебе, проявлять активный интерес к знаниям. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Родителям третьеклассников учитель напомнит, что важно не упустить это время, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка.
Четвероклассники – выпускники начальной школы, и именно этот факт во многом определяет акценты, которые расставит учитель на собрании для родителей. Он подскажет, что нужно делать, чтобы без стресса перейти в среднюю школу, даст рекомендации для налаживания успешной учебы ребенка, посоветует, какие способности вашего ребенка нужно развивать.
Когда ребенок повзрослел
Переходя из класса в класс вместе с детьми, родители тоже взрослеют. Школьная жизнь входит в привычную колею, все проблемы практически улажены. И порой можно услышать высказывания некоторых родителей о том, что ходить на родительские собрания необязательно, ведь они и так уже все знают. Но как опытный учитель я считаю, что посещать родительские собрания необходимо. Хотя бы для того, чтобы быть в курсе классных дел, ориентироваться в изучаемой программе. Ведь на каждом собрании классный руководитель рассказывает об успехах класса, дает рекомендации по организации домашней самостоятельной работы. На собрании также часто выступают и учителя-предметники.
Кроме того, собрание – это возможность пообщаться не только с учителями, но и с другими родителями. Подобное неформальное общение бывает весьма полезным, а со временем может перерасти в настоящую дружбу. А если еще и дети дружат между собой, такое общение может получить дополнительный оттенок.
Обычно сообщение о том, что состоится родительское собрание, дети записывают в дневник заблаговременно. Поэтому приучите ребенка ставить вас в известность о дне родительского собрания и времени его проведения тоже заранее и не забывайте регулярно просматривать и подписывать дневник. Постарайтесь так организовать свой день, чтобы найти время посетить собрание. Ваше присутствие – для учителя лучший показатель того, что вы заинтересованы в успешном обучении ребенка, вникаете во все школьные дела сына или дочери, что вы – ответственные родители.
Это необходимо знать родителям!
Некоторые родители с неохотой идут на собрание потому, что считают основной его целью сбор денег на нужды класса или школы. Средств, выделяемых школе из государственного бюджета, конечно, не хватает. Ни новых жалюзи на окнах, ни красиво и современно оформленных кабинетов, ни качественного ремонта не будет без родительских или спонсорских денег. Однако надо знать и другое: родителям никто не может приказать материально помогать школе. Поэтому чаще всего в школах создаются Попечительские советы, которые занимаются вопросом сбора и расходования денежных средств. При этом каждый родитель имеет право знать, на что тратятся деньги. Как правило, из собранных денег формируется Благотворительный фонд, средства которого расходуются только с согласия Попечительского совета. Директор школы должен регулярно отчитываться о потраченных суммах перед Советом школы, в который входят представители родительского комитета от каждого класса.
Если вы считаете денежные поборы безосновательными и чрезмерными, говорите об этом учителям. Вы имеете право задавать вопросы и членам родительского комитета, и администрации школы, а далее уже решать, стоит ли вам сдавать деньги.
Советы родителям
- Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку или няню.
- Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.
- С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.
- Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации.
- Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.
- Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.