Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, рекомендуется организовывать учебный процесс таким образом, чтобы он вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Интерес к предмету «Иностранный язык», желание овладеть им, зависят в большей степени от того, какая технология используется, как учитель учит и, как учатся у него школьники. Высокоэффективным, творческим, реализующим разнообразные формы развития, воспитания и обучения, является применением компьютерных технологий на уроках иностранного языка. А самое революционное достижение за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет.
Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, заканчивая изменением требований к академическому уровню обучающихся. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Применение образовательных компьютерных программ на уроках иностранного языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.
Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы объединяются и предлагаются учащимся на завершающем этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Учащиеся будут проявлять огромный интерес к самостоятельной творческой работе, будут ощущать значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также понимают собственную успешность.
Необходимо отметить, что ученики будут выполнять мультимедийные презентации с большим удовольствием. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Стоит отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как “Праздники”, “Животные”, “Времена года”, “Сказки.
При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность стоит рассматривать в трех аспектах. Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, то есть как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации. Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог. В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.
Как можно практически использовать Интернет на уроке
Возможности использования Интернет — ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. На уроках иностранного языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; популяризировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываются со сверстниками из других стран, участвуют в чатах, видеоконференциях и т.д.
Интернет придаёт проекту больший динамизм, меняет его временные рамки. В ходе работы над проектами учащиеся применяют и расширяют свои языковые знания, получают обширную страноведческую информацию. Можно использовать два вида проекта, планирование, проведение и результаты которых отличаются друг от друга: WWW-проекты и E-mail-проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга. В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника, но в любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку. Чтобы провести проект, недостаточно сформулировать тему и обеспечить обучающимся возможность работать в Интернете. Также можно проводить следущим образом: формировать группы, определяю временные рамки проекта, продумать, какие материалы кроме Интернета могут использовать учащиеся, найти и дать им необходимые адреса, выбирая оптимальную форму презентации результатов.
Например, при прохождении темы «Достопримечательности городов» ученики получают задание «сходить» в экскурсионное бюро и «купить» рекламный буклет. На адреса агентств можно выйти через официальные сайты музеев, театров или выставок.
Можно использовать и непосредственно адреса тур агентств.Выбирая тот или иной музей для виртуального посещения, учащиеся должны обосновать свой выбор, ответив на вопросы: где находится та или иная достопримечательность, что интересного там можно посмотреть, сколько стоит купон посещения, когда и как долго работает музей и.т.д.
На втором этапе работы учащимся необходимо изготовить рекламный буклет, заинтересовав тем самым посетителей. А ученики с высоким уровнем языковых навыков должны рассказать о музее, его действующих выставках и сделать презентацию по основным залам музея.
Презентация результатов происходит в устной форме. Каждая группа рассказывает о выбранном музее или выставке, мотивируя свой выбор. На сайтах страноведческого характера имеются, как правило, фотографии музейных павильонов и комплексов зданий. Эти фотографии используются в качестве иллюстраций для презентаций.
В процессе работы учащиеся получают актуальную страноведческую информацию: как живут иностранцы, какие требования они предъявляют к жилищным условиям. Но не только это является положительным результатом проведения Интернет-проектов. Обучающиеся знакомятся с большим количеством аутентичных текстов, при этом у учащихся возникают положительные эмоции от того, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются его изучением. При создании Интернет-проектов следует делить класс на группы. Огромным преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход в преподавании иностранного языка. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета.
При планировании групповой работы следует продумать, каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что технология группового обучения вобрала в себя достаточно много преимуществ, что позволяет использовать ее наряду с традиционными методами преподавания в школе.
У учеников появится больший интерес к изучению предмета вследствие следующих моментов:
– «вывод на успех» на каждом уроке повышает самооценку учащихся;
– интересные и разнообразные формы работы с компьютером повышают мотивацию;
– большие возможности наглядного предъявления языкового материала способствуют лучшему его усвоению.
Вследствие этого многие из них, особенно из среднего звена, сами активно пользуются интернетом, как средством общения со сверстниками из других стран.
Специфика использования компьютера на уроке иностранного языка
Народная мудрость нового времени гласит: «Умные пользуются компьютером, чтобы сберечь время, а дурные, чтобы его потратить». Специфика предмета иностранного языка обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения иностранного языка является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажером, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти. Использование компьютеров на уроках иностранного языка – потребность времени. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке.
В функции учителя компьютер представляет:
– источник информации (частично или полностью заменяющей учителя и учебник);
– наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
– тренажер;
– индивидуальное информационное пространство;
– средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
– средство подготовки текстов и их хранения;
– текстовый редактор и графический редактор;
– вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
– средство моделирования.
Компьютерные технологии на уроках иностранного языка – это использование компьютерных обучающих программ и интернет ресурсов. Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Конечно, электронный учитель не заменит живого, но он является вспомогательным средством обучения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Учитель может использовать отдельные фрагменты программ, включая их в уроки, соответствующей тематики, при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтения, письма, отработке произношения, при отдельных видах контроля и так далее. Т. е. компьютерные технологии – это передовые технологии, технологии будущего.