Положение об общеобразовательной школе Республики Узбекистан
I. Общие положения
1. Общеобразовательная школа Узбекистана в своей деятельности руководствуется Законом Республики Узбекистан «Об образовании», другими законодательными актами, принимаемыми в соответствии с ним, и настоящим Положением.
2. Общеобразовательная школа является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Республики Узбекистан гарантированное право и возможность получения бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов.
3. Деятельность общеобразовательной школы строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, научных и культурных традиций народа, светского характера обучения, независимости от влияния политических партий и общественно-политических движений, поощрения образованности и таланта, уважения личности учащихся и педагога.
4. Основные цели общеобразовательной школы — формирование общей культуры личности учащегося, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание личности, сознающей свою ответственность перед обществом, семьей и государством.
5. Общеобразовательная школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможностей удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования.
6. Школа обеспечивает обучающимся овладение основами научных знаний, предпринимательства, трудовыми и начальными профессиональными навыками, а также развитие их индивидуальных способностей и нравственных качеств.
7. Школа призвана способствовать удовлетворению национально-культурных запросов граждан, утверждению национального достоинства, воспитанию уважительного отношения к народам всех национальностей, выработке у молодых людей гражданской позиции, готовности к самостоятельной жизни.
8. Государство гарантирует социально-экономическую, правовую основу деятельности и развития школы, предоставляет ей материально-технические, финансовые и другие средства, устанавливает стандарты образования, изменяющиеся в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, определяет основные требования к уровню образования и объему учебных нагрузок, обязательных для общеобразовательных школ всех типов.
9. Общеобразовательная школа является самостоятельным юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием, угловой штамп, а также вывеску установленного образца.
10. Школа несет ответственность перед органами власти и управления, родительской и педагогической общественностью за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм организации учебно-воспитательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, требованиям охраны здоровья, качественное освоение школьниками учебного материала, соответствующего уровню обязательных требований к образованию.
11. Школа по согласованию с соответствующими органами определяет языки обучения (изучения) в соответствии с запросами учащихся и их родителей (лиц, их заменяющих), исходя из имеющихся возможностей. Кроме родного языка, на котором ведется преподавание в школе, учащиеся обязаны изучать государственный (узбекский, в Каракалпакстане — также каракалпакский) и иностранные языки.
12. В целях обеспечения доступности общего образования, создания максимально благоприятных условий для развития интересов и способностей учащихся, поддержки наиболее одаренных из них, могут создаваться различные виды общеобразовательных школ (школа-комплекс, лицей, гимназия, школа для одаренных детей, школа-центр образования взрослых и др.), которые руководствуются в своей деятельности настоящим Положением и собственными положениями, уставами. Выбор вида школы осуществляется ее Советом (педсоветом) по согласованию с местными органами власти и управления образованием.
13. Создание, реорганизация школы (изменение типа), а также ее ликвидация производится хокимиятами областей и г. Ташкента в соответствии с Положением о создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 августа 1993 года № 406.
14. На основе настоящего Положения каждая школа разрабатывает свой устав, в котором определяются нормы и правила жизни коллектива с учетом его особенностей и перспектив развития, права и обязанности членов школьного коллектива.
15. Школа периодически аттестуется с целью подтверждения аккредитованного образовательного учреждения в соответствии с Положением об аттестации, аккредитации и лицензировании общеобразовательных учреждений, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 12 августа 1993 года № 406.
16. Работа по рассмотрению писем, заявлений, обращений и жалоб, а также организация приема граждан ведутся в порядке, определенном Министерством народного образования Республики Узбекистан.
II. Структура и организация учебно-воспитательного процесса
1. Общеобразовательная школа осуществляет процесс обучения в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней развития учащихся:
I ступень — начальное образование (4 года);
II ступень — базовое образование (5 лет);
III ступень — среднее образование (2-3 года).
2. Школы различных ступеней, а также вечерние школы в зависимости от местных условий могут создаваться и размещаться отдельно или в едином комплексе. При недостаточном контингенте учащихся для организации вечерних школ возможно открытие очных классов и заочных групп для молодежи на базе средней общеобразовательной школы.
3. При необходимости и наличии условий при школах для учащихся организуются интернаты (общежития) с соответствующим штатом, группы продленного дня и полного дня, комплектуемые на добровольных началах.
4. Начальное образование (1 ступень) призвано обеспечить овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное образование является основой для получения базового образования.
5. В первый класс принимаются дети 6-7 лет, достигшие функциональной зрелости и готовности к обучению, определяемой в 5 и 6 лет медико-педагогической комиссией и школьной психологической службой. Зачисление детей проводится, как правило, до начала учебного года и оформляется приказом по школе.
6. Базовое образование (II ступень) обеспечивает условия становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно закладывает фундамент общего образования, необходимый для получения различных видов среднего образования и полноценного включения в самостоятельную жизнь. Базовое 9-классное образование является обязательным и дает право учащимся продолжить обучение в средних образовательных учреждениях, школах III ступени, профессиональных и средних специальных учебных заведениях различного типа, равно как и право начать трудовую деятельность и сочетать ее при желании с возможностью продолжения образования в вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах, центрах образования взрослых (ЦОВ).
7. Среднее образование (III ступень) обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе дифференциации и интеграции обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самого учащегося, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
Прием учащихся в школу III ступени осуществляется на конкурсной основе (вступительные экзамены, тестирование или собеседование — по решению Совета (педсовета) школы). Совет (педсовет) школы при наличии соответствующих возможностей и исходя из запросов учащихся может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (общий, гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, художественный и др.).
В этом случае трудовая подготовка организуется с учетом профиля обучения, национальных и местных особенностей. По решению Совета (педсовета) школы она может иметь форму профессионального обучения, не обязательного для всех учащихся.
8. Прием учащихся в учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, школы для одаренных детей и др.) осуществляется согласно их уставам.
9. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Узбекистана, принимаются в общеобразовательные школы на общих основаниях и в порядке, определяемом договорами и соглашениями.
Иностранные граждане, принятые в общеобразовательные школы на основании межправительственных соглашений и планов культурного и научного сотрудничества, пользуются правами и несут обязанности в соответствии с законодательством республики и настоящим Положением, если иное не установлено соглашением.
10. Учебно-воспитательная работа в школе осуществляется в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Министерством народного образования Республики Узбекистан. Учебно-воспитательный процесс строится на педагогически обоснованном выборе учителем (воспитателем) учебных планов, программ, средств, форм, методов обучения и воспитания, обеспечивающих получение учащимися образования, соответствующего государственному стандарту, устанавливаемому Правительством Республики Узбекистан.