На брифинге, состоявшемся сегодня в АИМК, Мохира Нуруллаева, руководитель Информационной службы Республиканского центра образования, ответила на вопросы.
Вопрос: Какие изменения произойдут в оценивании родного языка и читательной грамотности?
1. С 2021-2022 учебного года оценка домашних заданий отменяется в связи со снятием домашних заданий с 1 и 2 классов по данному предмету.
Первая причина отмены домашних заданий состоит в том, что они стали малоэффективными на практике, а вторая — в том, что младшие школьники, уставшие от домашних заданий, должны проводить больше времени дома. Неэффективная домашняя работа связана с тем, что выполненные учеником домашние задания проверяются в пути или почти не проверяются, и ученику не хватает времени на адекватное осмысление своих ошибок и достижений.
Участились случаи, когда ученики слепо копируют домашние задания из разных классов, где хорошо разбираются одноклассники или ставят домашние задания для получения пятёрок.
То, что домашнее задание не оценивается, не означает, что ребенок вообще не занимается дома. Программа образования включает несколько проектных заданий, формирующих навыки. К ним относятся приведение примеров родителей и родственников на актуальные темы, написание поздравительного письма другу.
2. Отменяется практика выставления четвертных оценок на основе текущих оценок.
С 2022-2023 учебного года текущие накопленные оценки не будут влиять на четвертные оценки. Поскольку текущая оценка важна для развития, четвертная оценка служит для проверки достигнутого рубежа. Сочетание этих двух оценок влияет на качество.
3. Отменяется практика выставления годовых оценок на основе четвертных оценок.
В конце года ученики должны сдать экзамен, чтобы узнать, соответствуют ли минимальным требованиям. Потому что четвертные оценки четко не указывают, может ли ученик соответствовать этому минимальному требованию.
4. Оценивание учеников рекомендуется рассматривать как инструмент развития, а не как инструмент наказания или поощрения. Рекомендуется перестать запугивать детей оценками, не ставить им как можно более низкую оценку и не оценивать их до тех пор, пока они не выполнят задание на хорошую оценку.
5. К каждой оценке, выставленной ученику, необходимо дать комментарий.
Мотивация к образованию у ученика будет продолжать угасать до тех пор, пока ученик не убедится, что оценка, которую он получает, справедлива. Лучший способ доказать это — эффективно доставленный комментарий. Ученик может увидеть недостатки и достижения с помощью комментария-обзора. Он сделает выводы о том, как ему следует действовать позже.
6. Будет введена практика, при которой учитель будет ставить ученику оценку в зависимости от того, насколько он/она соответствует квалификационным требованиям для выпускника класса.
Часть квалификационных требований включена в национальную учебную программу. Эти квалификационные требования также были отражены в книге учителя. Ученики должны соответствовать тем же квалификационным требованиям. Теперь учитель оценивает это. То есть не факт, что ученик знает правило, но учитывается вывод из этого же правила и то, как правильно его использовать на практике.