В соответствии с приказом министра народного образования Республики Узбекистан №183 “О дальнейшем развитии работы методического обслуживания в системе народного образования” от 13 августа 2020 года на основе проведения в сентябре месяца начального образования в общеобразовательных школах Республики Узбекистан проводится работа по созданию новых форм качественного образования учащихся, выявлению и содействию одаренным ученикам, развитию навыков грамотности с начального периода, развитию творческих и предполагается продвижение опыта инициативных педагогов.
Известно, что повышение эффективности знаний учащихся является фактором повышения грамотности. В соответствии с этим в связи с планируемым месячником начального образования в начале нового 2022-2023 учебного года в общеобразовательных школах рекомендуется следующее:
— в общеобразовательных школах в первый день учебного года организуются уроки Независимости на тему «День знаний» и «Уроки Независимости». Посредством уроков необходимо воспитывать в сердцах учащихся дух любви к Родине, верности своей земле, обосновывать суть великих достижений, достигнутых за тридцать один год, воспитывать в них чувства гордости за свою Родину, глубоко понимать выражение из символов;
— в рамках месячника начальной школы важно обучать учащихся работе над проектами, ориентированными на творческое, креативное мышление, организовывать круглые столы со сверстниками, добившимися высоких результатов, обеспечивать, чтобы обучение имело смысл даже на занятиях с помощью мультимедийных средств обучения, а не сдавать вступительные тесты, выявлять потребности, устанавливать меры для различных конкурсов каждую неделю;
— в начале недели рекомендуется, чтобы учащиеся выбирали свои темы, а в конце-защищали презентацию каждого класса, ориентируясь на свои самостоятельные действия.
В начале недели важно, чтобы учителя позволяли учащимся в их классе выбирать темы и давали инструкции о том, как разрабатывать свои проекты, а также наблюдали и оказывали практическую поддержку в течение недели. Примеры тем для таких проектов:
2 класс
1) Русский язык и читательская грамотность:
“Почему у стран есть свой язык?”, “Как дети, не имеющие возможности учиться в школе, могут стать грамотными?”, “Национальные игры”.
2) Естественные науки:
“Я юный исследователь”, “Путешествие в мир растений”, “Моя задача в сохранении природы”.
3) Математика:
“Роль математики в жизни человека”, “Математика. Примеры из жизни”, “Я могу торговать в магазине”.
3 класс
1) Русский язык и читательская грамотность:
“Почему некоторых людей называют сладкоречивыми?”, “Вы знаете плюсы и минусы телефона?”, “Будущее в моем воображении”.
2) Естественные науки:
“Как проявлять любовь к животным?”, “Чудо воды”, “Полезные ископаемые — это наше богатство”.
3) Математика:
“Интересная математика тоже имеет логику”, “Вот почему нужно изучать математику”, “Разница цифр и чисел в математике”.
4 класс
1) Русский язык и читательская грамотность:
“Что нужно для моей школы?”, “Уроки бережливости”, “Профессия диктор — искусство грамотно говорить!”
2) Естественные науки:
“Мы разумно используем энергию”, “Движение — это здоровье”, “Зачем поливают цветы водой?”.
3) Математика:
“Математические изобретения”, “Я юный предприниматель”, “Роль числа 0 в науке”.
В месячнике начальной школы организуется мероприятие с презентациями. Организация различных выступлений во время мероприятия служит формированию жизненных навыков у учащихся.
Организация взаимных бесед на тему «Самое лучшее мнение» способствует развитию речи учащихся, учит их свободному выражению своих мыслей. В текстах рекомендуется обозначить номинации, основанные на креативных мышлениях, выраженных детскими мечтами учащихся.
Сочинение на тему «Маленькие творцы» рекомендуется провести в форме фестиваля творческих работ учащихся. На фестивале «Маленькие творцы» (рисование на любую тему, скульптура на возрастном уровне, игрушки, робототехника) творческие работы, представленные учащимися, оцениваются в группах и поощряются.
Рекомендуется провести конкурс в сотрудничестве на тему «Случайное слово» в форме музыкального товарищеского конкурса между учащимися 4-го класса (параллельный класс) (разделенными на 2 группы, если класс один).
Методист отдела стандартов и оценивания Республиканского центра образования Мусурмонкулова О.