Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
При этом для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.
Учителям классов инклюзивного образования ежемесячно выплачивается надбавка за особые условия труда:
- на одного ребенка с особыми образовательными потребностями в классе – 10 процентов от должностного оклада;
- на 2 детей – 20 процентов от должностного оклада;
- на 3 детей – 30 процентов от должностного оклада;
учителям и специальным педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную деятельность с 4 и более детьми в двух и более классах инклюзивного образования, – в размере 30 процентов от должностного оклада.