Цель: Рассмотреть особенности взаимодействия океана с атмосферой и материками, показать влияние океана на климатические условия Земли.
1) образовательные:
— выявить особенности взаимодействия океана с атмосферой и сушей;
— показать учащимся значение взаимосвязи океана с атмосферой и сушей для деятельности человека;
2) развивающие:
— развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь;
3) воспитательные:
— обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;
— обучение рефлексии учебной деятельности.
Цели урока направлены на формирование информационной, коммуникативной, проблемной компетенции.
Для достижения поставленной цели применяются методические приемы формирования информационной и коммуникативной компетенции (КОЗ, формулирование вывода на основе факта, самооценка),
Средства обучения: учебник географии, энциклопедия «Океаны», атлас, мультимедийная презентация.
Структура:
1. Организационный момент (2 минуты);
2. Проверка знаний (9 минут);
3. Работа по новой теме (22 минуты);
4. Закрепление. Подведение итогов (6 минуты);
5. Заключительный этап урока (4 минуты);
Рефлексия;
6. Домашнее задание (2 минуты).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель: Сегодня ребята мы совершим заочное путешествие по географическим оболочкам Земли. Для этого нам необходимо взять с собой знания, веселую улыбку и крепкое рукопожатие ближайшего соседа.
Поверка знаний.
Вопросы:
— что называют водными массами?
— какими свойствами характеризуются водные массы?
— как и почему изменяется температура океанской воды с глубиной?
— почему вода в океане имеет горько-соленый вкус?
— каковы причины изменения солености?
— почему поверхностные воды северного полушария теплее, чем южного?
— вспомните деление морских организмов
— какие причины оказывают влияние на распространение организмов? ( Свет, соленость, плотность, температура, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемешивание вод, свойства пород, слагаемое морское дно.)
-Учитель: Ребята, давайте проверим выполнение домашнего задания и поделимся своими находками о морских организмах.
(Просмотр презентаций, которые выполнялись в группах)
Работа по новой теме
Выход на тему и цели урока.
Беседа о свойствах воды, соотношении площади суши и Океана, об обмене теплом, влагой, газами между Океаном и атмосферой. Показать зависимость свойств ВМ от характера той поверхности, над которой они формируются, объяснить различия между континентальными и морскими ВМ. Вспомнить образование муссонов и выявить их влияние на природу прилегающих к Океану частей суши.
Схема: Взаимодействие океана и атмосферы (Учебник стр 56)
Задание
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная (1 уровень): указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет;
— выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
— пользуется картографической информацией в атласе, ориентируется в тексте учебной статьи.
Информационная (2 уровень):
— самостоятельно извлекает информацию по заданному вопросу из указанных источников (карты атласа, текст учебной статьи)
— воспринимает основное содержание фактической – оценочной информации, определяет причинно-следственные связи, делает на основе проведенной работы собственные выводы, проводит проверку своей гипотезы.
Проблемная компетенция (2 уровень):
— обосновывает ситуацию, анализирует предложенную ситуацию.
Стимул: Путешественник Америго Веспуччи отправился в экспедицию вокруг берегов Южной Америки, помоги ему провести исследование. Назови, какие течения омывают берега этого материка, и расскажи ему, как они влияют на климат побережий.
Задачная формулировка:
— Спрогнозируйте, какое влияние может оказывать океаническое течение на климатические особенности побережья материка?
— Какие климатические показатели будут отличаться в зависимости от типа течения по температуре?
— Используя карты атласа, заполните предложенную форму таблицы.
— Проверьте свое предположение о воздействии на климат побережий, которые омываются теплым и холодным течением. Сделайте вывод.
Источники информации: климатические карты атласа для 7 класса.
Бланк для выполнения задания.
Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название течения
Географическое положение | Географическая широта | Тип течения по температуре | Ср. t
января |
Ср. t
июля |
Среднегодовое кол-во осадков
( в мм) |
|
Вывод: Полученные данные о климате данных территорий позволяют сделать следующие выводы_______________________________________________________________________
Инструмент проверки:
Гипотеза: Можно предположить, что океанические течения могут оказывать влияние на климат побережий. Там, где протекает холодное течение, возможно выпадает меньшее количество осадков (так как холодный воздух не способствует конденсации) и температуры будут ниже.
Название течения
Географическое положение | Географическая широта | Тип течения по температуре | Ср. t
января |
Ср. t
июля |
Среднегодовое кол-во осадков
( в мм) |
|
Перуанское | Омывает западные берега Южной Америки | 30-400 ю.ш. | холодное | +16-24 | +8-16 | Менее 100 |
Бразильское | Омывает восточные берега Южной Америки | 30-400 ю.ш. | теплое | Выше +24 | +16-24 | Более 2000 |
Вывод: Климат побережья, которое омывается холодным течением, отличается более низкими температурами в зимний и летний сезоны. На этом берегу выпадает меньшее количество осадков. Климат побережья, которое омывается теплым течением, отличается более высокими температурами в зимний и летний сезоны. Здесь выпадает большее количество осадков. На побережье формируется особый тип климата – морской, внутри материка — континентальный.
Критерии оценки:
«5» — Выдвинута гипотеза (предположение) о возможном влиянии типа течения на климат побережья. Таблица заполнена полностью. Сделан вывод о влиянии типа течения на климат побережья.
«4» — испытывает затруднения в самостоятельном выдвижении гипотезы. При заполнении таблицы допущены неточности. Сделан неполный вывод.
«3» — Отсутствие гипотезы. Таблица заполнена менее чем на 50%. Вывод отсутствует или выполнен недостаточно полно.
- Закрепление
Составить синквейн к теме урока
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
- Заключительный этап урока. Рефлексия.
— Насколько вам была важна тема?
— Что нового вы для себя открыли?
- Домашнее задание.
Учебник Параграф 12, кроссворд «Представители морских глубин».