Цель памятки – обобщить основные требования, которые жизнь ежедневно предъявляет к руководителю. Несомненно, что все качества, перечисленные в памятке, не могут быть сосредоточены полностью в одном человеке. В ней приведены методологические подходы, которые в определенной мере помогут руководителям в их работе. Это своеобразное краткое пособие по улучшению стиля и методов руководства любым участком работы (коллективом).
Материал памятки ни в коей мере не является сборником готовых рецептов на все случаи жизни, но он может быть использован и для беседы, и для проведения классного часа, и студентом заочником при подготовке к экзамену, и в жизни каждого из нас.
Введение.
Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.
Каждый руководитель в определенной мере должен быть и психологом, ибо правильный стиль руководства, благоприятный психологический климат, культура управленческого труда способствуют повышению качества и результативности труда, оказывают решающее влияние на результаты деятельности коллектива. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.
Работать с памяткой рекомендуется следующим образом: каждый пункт касается одной из сторон деятельности руководителя, поэтому желательно, чтобы все разделы любой руководитель анализировал с одной позиции: «А как это относится ко мне?»
Памятка поможет руководителю объяснить (понять) причины временных затруднений, встречающихся в работе, сделать выводы и применить их в практической деятельности.
К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:
- Чувство коллективизма;
- Коммуникабельность;
- Инициативность;
- Самообладание;
- Чувство эмпатии.
Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства. Это чувство коллективизма как социально-психологическая категория, как органическое свойство личности.
Если у вас (руководителя) отсутствует это свойство, то это не может способствовать формированию у него других позитивных социально-психологических качеств.
Коммуникабельность (общительность) – способность руководителя легко и быстро входить в деловойи психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия. Словом, для руководителя важно уметь находить правильные взаимоотношения с подчинёнными, взять верный тон общения.
Подчинённые должны чувствовать себя не слепыми исполнителями воли руководителя, а соучастниками общего процесса. И здесь искусство руководителя состоит в том, чтобы уметь быть старшим среди равных. А это значит, что он, прежде всего, должен использовать методы разъяснения, убеждение и лишь,в крайнем случае – властные методы.
Инициативность. Это понятие очень многогранно. Это: и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления,и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое. Особенно велико значение этого качество в век научно-технической революции. Инициатива должна быть направлена на поискии использование наилучших методов реализации государственных планов и программ,а также быть своевременной и реально осуществимой.
Самообладание является важным качеством руководителя в его отношениях с людьми. Самообладание помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно. Рассудительность, умение убеждать людей, найти справедливое решение в интересах дела и восстановление нарушенного нормального психологического климата в коллективе все это и составляет непреходящую ценность качества самообладания.
И осталось сказать о чувстве эмпатии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние.
Без таких качеств сегодня не прожить никому, а уже тем более руководителю.
Вот это совокупность социально-психологических норм, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.
Заповеди для руководителей.
Из огромной массы рекомендаций советов, следует выделить следующие:
- Никогда не считайте, что ваши организационные методы самые лучшие. Одним из главных принципов должен стать такой: всё можно сделать лучше, чем было до сих пор. Существующий порядок — это не единственный из возможных. Руководитель должен постоянно искать лучшие формы и методы организации деятельности подчиненного ему коллектива. Избегайте, однако, слишком частых реформ. Они вносятв работу путаницу, беспорядок и неорганизованность.
- Никогда не начинайте работу, если цель её и задачи не определены чётко. Заранее составив план, вы не только избегаете долгих раздумий, с чего бы начать работу или что же делать дальше, но и будете уверены, что все намеченное вами будет выполнено.
- Помните слова великого Синеки: «Кто не знает, в какую гавань плывёт, для того нет попутного ветра».
- Работайте по чёткому и конкретному плану (чрезмерно общий план практически не выполняется);
- Помните, что из трёх зол: ошибка, перестраховка, бездеятельность, наименьшее – первое. Не боитесь ошибаться: поняв ошибку её можно исправить. А перестраховка и бездеятельность лишат вас авторитета;
- Развивайте в себе чувство самоконтроля эмоции, вырабатывайте привычку сдерживаться, не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный руководитель и в окружающих вселяет спокойствие и уверенностьв успехе дела, заражает энтузиазмом.
- Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам. Ещё Гораций заметил: «Гнев есть кратковременное безумие».
- Задания и распоряжения отдавайте в спокойном тоне, сформулировав их четко, полно и конструктивно;
- Помните, что плохой руководитель знает, что надо делать, а хороший показывает, как это сделать;
- Помните, что основой здоровых отношений с подчинёнными является взаимное уважение. Несправедливость ведёт к потере уважения;
- Умение отыскивать рациональное зерно даже в недоброжелательной критике в ваш адрес. Леонардо да Винчи считал, что «противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть»;
- Если кто-то из подчинённых высказывает мнение, противоречащее вашему,— критикуйте мнение, а не автора его;
- Не забывайте назначать ответственного за работу и спрашивать с него за её качество;
- Не забывайте о поощрениях и наказаниях. Будьте внимательны, как правило, взыскания и поощрение должны оказывать влияние не только на того, кому они предназначаются, но и на коллектив;
- Беседую с подчинёнными, не позволяйте себе просматривать не касающиеся беседы бумаги, не извинившись перед ними, отрешённо смотреть в окно, барабанить пальцами по стеклу, выражая нетерпение;
- Умейте слушать. Не перебивайте собеседника, проследите его мысль до конца. Свои замечаниявы всегда успеете высказать, ведь именно за этимк вам обращаются. Одна из первостепенных задач каждого руководителя, каждого работника — научиться планировать свой рабочий день, выработать умение следовать намеченному плану, экономить время.
- Говорите с людьми не по должности, а по душе. Проникновенность и сердечность разговора с подчинёнными оказывает на последних сильное воздействие;
- Умейте подбирать и воспитывать кадры. Выбор и обучение умелого подчинённого – всегда более благоразумная задача, чем выполнение дела самим;
- В отношениях с подчинённымине дайте захватить себя в плен личным симпатиям и антипатиям. Пусть высшим критерием оценки подчинённого и вашегок нему отношения являются интересы дела;
- Нельзя давать обещаний, если нет уверенности, что они действительно будут выполнены. Слово руководителя должно быть гарантией обещания;
- Чувство юмора – существенное качество для руководителя. Шутите сами и позволяйте шутить подчинённым. Беззлобная, доброжелательная шутка создаёт обстановку доверия, делает труд более лёгким, привлекательным и производительным. Помните, что в ряде положений можно скорее добиться успеха шуткой, чем строгостью или официальностью.
- Стремитесь, как можно меньше говорить «я», а больше «мы». «Я» — последняя буква не тольков алфавите, но и в коллективе.
- Выступая, помните:
а) в пять минут можно изложить самую сложную мысль: суть – одна минута, подтверждение (цифры, комментарии)- четыре минуты.
б) Речь, не законченная предложениями – пустая трата времени.
«Заберите у меня все, чем я обладаю,но оставьте мне мою речь. И скороя вновь обрету все, что имел…»
Джон Уэбстер, английский драматург XVII века
Итак, успехов вам!
Кодекс культуры взаимоотношений руководителя с членами трудового коллектива.
- Не кричите, кричащего плохо слышно;
- Без надобности не вмешивайтесь в дела подчинённых;
- Готовность отказаться от своего неверного решения важнее ложного престижа;
- Знание возможностей своих сотрудников – достоинство и преимущество хорошего руководителя;
- Умение сочетать требовательность с тактичностью – предпосылка здорового морально-психологического климата коллектива;
- Умейте говорить «нет»;
- Культурный человек здоровается первым;
- Будьте самокритичеными;
- Будьте внимателены к хвалящим вас, ищите мотивы их действий;
- Руководитель не обижается – он анализирует;
- Всегда своевременно благодарите подчинённого за хорошую работу;
- Объектом критики, как правило, должна быть плохо выполненная работа, а не личность исполнителя;
- Критика ошибок подчинённых не должна убивать у них чувства самостоятельности;
- Критика не должна разрушать доверия между руководителем и подчинёнными, но ради доверия нельзя замазывать промахи и упущения в их работе
Семь правил риска
- Помните, что жизнь это всегда выбор. Поэтому, принимая решения, либо Вы продвигаетесь вперёд, ибо… будете отброшены назад.
- Принимая решения, думайте, просчитывайте все возможные ходы, насколько это можно вперёд, на перспективу.
- Если это возможно, то соберите дополнительную информацию, посоветуйтесь, но, не затягивая, принимайте решение только сами.
- Бойтесь стереотипов, не бойтесь думать и действовать рискованно!
- Помните древнюю, как мир, заповедь: «утро вечера мудренее». Поэтому, если это, возможно, отложите принятие решения до следующего утра.
- Принимайте решения не только лучшее, но и выполнимое.
- Чаще работайте на пределе своих способностей, и Вы достигните успеха.