Профориентация – научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии. Ее необходимость очевидна: во-первых, профориентация (далее ПО) обеспечивает одно из неотъемлемых прав человека – право на свободу профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями рынка труда; во-вторых, ПО может оказывать (при надлежащем осуществлении) влияние на изменение ситуации на рынке труда в лучшую сторону и способствовать экономическому развитию общества, создавать предпосылки для обеспечения кадрового сопровождения социально-экономического развития региона и страны в целом.
В настоящее время в республике осуществляется государственное регулирование структурных изменений и динамики развития ПО в системе непрерывного образования и подготовки кадров. Определяется и сфера компетенции по профессиональной ориентации органов управления образованием всех уровней в соответствии с Законом «Об образовании». Решение задач ПО осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление ПО записано в плане каждого классного руководителя. Ответственными за ПО в школах являются заместители директоров по духовно-просветительской работе. Помощь классным руководителям в организации этой работы оказывают также социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы. Одной из сторон системы ПО является диагностика профессиональной направленности учащихся 7–9-х классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
В ПО молодежи участвуют и региональные комитеты женщин, местные советы фонда «Нуроний» («Ветеран»), органы местного самоуправления – махалля, общественное движение «Союз молодёжи» («Ёшлар иттифоқи»). Одним из самых важным элементов системы учебно-производственной практики (УПК) учащихся являются педагогические комиссии при школах, которые проводят собеседование с каждым старшеклассником. Цель работы этой школьной комиссии – дать ребенку рекомендации по выбору профессии, которые основываются на наблюдениях за его психологическими возможностями и наклонностями во время учебы. В этом процессе учитывается заключение о состояние здоровья ребенка, сделанное врачом – членом комиссии. В образовательных учреждениях страны с участием специалистов, психологов, родителей, педагогов проводятся опросы детей, касающиеся их профессиональных интересов, об уровне и полноте их представлений об определенных специальностях.
Формами работы по ПО являются:
- экскурсии в учебные заведения среднего специального, профессионального образования,
- «Дни открытых дверей»,
- фестиваль «Моя профессия – моя гордость»,
- выставки на тему «Твоя специальность – твое будущее»,
- социальная акция «Правильно выбранная профессия – основа прочной семьи»,
- конкурсы сочинений («Профессия моей мечты») и т. д.
В общеобразовательных учреждениях ПО вместе традиционными практическими занятиями, такими как беседа, дискуссии, используются различные педагогические игры, конференции, другие педагогические технологии. Занятия по профориентации с учащихся 8–9 классов проводятся на основе государственного стандарта, в 8-х классах учащимся дается понятие о методах и путях выбора профессии, медицинские требования при выборе специальности профессии и др. Одной из составляющих частей ПО в общеобразовательных школах стало обязательность рассказа о профессиях в содержаниях каждого урока по всем 24 школьным предметам. Для этих целей школьными психологами разработаны специальные игры, ПО программы, проводятся творческие конкурсы, тренинги, опросы, дискуссии, классные часы, встречи с родителями, представителями различных профессий, экскурсии, организуются творческие мастерские. Школьники посещают кружки по интересам. Организуются также встречи учащихся с представителями отраслей экономики, экскурсии на промышленные, производственные объекты.
В аспекте повышения качества организации ПО особое внимание уделено работе с родителями, которые оказывают непосредственное влияние на профессиональный выбор и развитие своих детей. Работа с родителями организована в различных формах.
Наиболее эффективными являются:
- индивидуальные консультации специалистов социальной психолого-педагогической службы общеобразовательных учреждений;
- тематические родительские собрания профориентационной направленности с приглашением представителей учебных заведений, предприятий и организаций;
- совместные собрания родителей и учащихся (классные, общешкольные, районные).
Авазов К.Х.