В 2022 году качество образования в Узбекистане будет оцениваться в рамках международной программы PISA. Какое преимущество даёт участие в опросе школьников PISA для Узбекистана? Что такое тест PISA? Где можно скачать образцы тестов PISA? В статье мы постарались ответить на эти вопросы.
PISA (от английского — Programme for International Student Assessment) – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Цель исследования, как отражено в документах проекта, оценить, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.
Дополнительно к оценке образовательных достижений изучается влияние на эти достижения различных факторов, связанных с учащимися и их семьями, школой и образовательными возможностями, существующими вне школы.
Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование образовательных достижений учащихся проводится по четырём основным направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность», «креативное мышление» и «естественно-научная грамотность». Особое внимание уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными умениями.
Исследование PISA проводится трехлетними циклами. Впервые он был разработан в 1997 году и впервые был использован в 2000 году. На сегодняшний день в рамках программы PISA было проведено в общей сложности 7 тестов (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015 и 2018), следующие тесты были запланированы на 2021 год, но были перенесены на 2022 год из-за пандемии во всём мире. Наша страна также готовится присоединиться к этой программе в 2022 году.
В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По двум другим получается обобщенная характеристика грамотности учащихся в данной области. В 2000 году основное направление – «грамотность чтения», в 2003 году – «математическая грамотность», в 2006 году «естественно-научная грамотность».
Но целью участия в этой программе является не проведение тестов или подготовка учеников к тестированию, а формирование навыков XXI века у нашей молодёжи, создание прочной основы для создания конкурентоспособных кадров.
Исследование PISA — инфографика. ОЭСР (OECD) — PISA (Programme for International Student Assessment)
Итак, какова цель программы PISA, для чего она нужна и по какому принципу построены вопросы PISA?
XXI век — век информационных технологий. Нынешний век требует от своих специалистов компетенций, совершенно отличных от предыдущих. Если ранее высоко ценились крепкая память, энциклопедические знания, профессионалы, знавшие как можно больше информации в своей области, но теперь эти знания уже не имеют решающего значения. Были созданы поисковые системы, онлайн-энциклопедии, отличные онлайн-базы данных по отраслям, и теперь необходимость запоминать эту информацию отошла на второй план.
У современного специалиста все более важной становится способность анализировать эти знания, генерировать из них новую информацию.
Тесты PISA проводятся для того, чтобы отразить те же изменения в системе образования, чтобы определить, в какой степени школьники обладают навыками анализа, делать выводы и общаться на основе реальных событий, а также насколько хорошо система образования адаптируется к этим изменениям.
Содержание теста PISA
Тесты PISA проводятся по 6 направлениям: Чтение, математическая грамотность, естественные науки, креативное мышление, совместное решение проблем и финансовая грамотность . В 2022 году в Узбекистане планируется провести тесты по четырём направлениям: чтение, математическая грамотность, креативное мышление и естественные науки .
Тесты фокусируются на знании учащимися самых основных понятий, базовых знаний и навыков в этих областях, которые они могут использовать в реальных жизненных ситуациях! Эти тесты не предназначены для проверки знаний учащихся по конкретным темам во время урока!
В тестах PISA используются четыре метода тестирования:
- Тесты с одним ответом ;
- Тесты с несколькими ответами ;
- Вопросы с краткими или подробными ответами ;
- Мнение ученика о решении конкретной проблемы (обычно на такие вопросы у экзаменатора бывают общие ответы, ответ ученика не обязательно должен точно соответствовать ответу составителя теста, творческий потенциал ученика поддерживается ).
Предполагается также проводить опросы учеников одновременно с тестами.
Рейтинг стран в тестировании PISA по годам
PISA: основные направления
Читательная грамотность: Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Здесь понятие грамотности чтения имеет широкое значение. Целью этого направления является понимание учащимся текста из данного произведения искусства, биографий, писем, документов, статей из газет и журналов, различных руководств, географических карт, диаграмм, изображений, карт, графиков и таблиц. выявлять компетенции, такие как способность думать о содержании, оценивать содержание текста и высказывать собственное мнение о прочитанном.
Математическая грамотность: Способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные
и размышляющие граждане.
Термин грамотность в этом разделе используется для обозначения того, что цель этого раздела обычно не в том, чтобы определить степень усвоения учащимся знаний, предусмотренных школьной программой. Основное внимание уделяется использованию математических знаний с использованием различных методов, которые требуют мышления и интуитивного принятия решений в различных жизненных ситуациях. Но для ответа на такие вопросы могут потребоваться знания и навыки, предусмотренные школьной программой.
Эти направленные тесты обычно предлагают математические ситуации, с которыми можно столкнуться в различных сферах жизни (медицина, дом, спорт и т.д.).
Естественно-научная грамотность: Умение выявлять проблемы, которые можно решить с научной точки зрения в жизненных ситуациях, делать выводы на основе наблюдений и экспериментов. Эти выводы являются основной целью этого раздела — понять мир вокруг нас и развить способность понимать изменения, которые происходят в нем в результате человеческой деятельности, и соответственно принимать необходимые решения.
Основа этой грамотности — преподавание в наших школах физики (наряду с элементами астрономии), биологии, химии и географии.
Ниже вы можете скачать образцы тестов PISA.
Примеры открытых заданий PISA по математике #1
Примеры заданий PISA по математике #2
Примеры заданий, проверяющие математическую грамотность ученика #3
Использовались материалы Центра оценки качества образования ИСРО РАО centeroko.ru