С нового учебного года в некоторых школах в качестве эксперимента внедряется новая система оценки. На сегодняшний день программы по всем дисциплинам поэтапно вводятся в учебный процесс в качестве эксперимента. Вы можете получить более подробную информацию о новой системе оценки на этой странице.
Объективность была одной из самых больших проблем в традиционной (старой) системе оценки. Это потому, что почти 90 процентов системы было основано на человеческом факторе. То есть оценка знаний ученика определяется отношением только одного учителя. Данная система оценивания предусматривает минимизацию человеческого фактора в максимально возможной степени. Система оценок делится на два типа — суммативную и формативную систему оценок.
Суммативное оценивание — направлен на определение уровня знаний, данных в определенный период или по определенной главе. То есть после того, как преподаватель преподает ученику главу, охватывающую определенное количество тем, определяются знания учащихся. В старой системе оценки это было доступно в форме контрольной работы.
Формативное оценивание — учащийся оценивается во время урока. Настоящая суть этой системы оценки состоит в том, что она введена для того, чтобы учитель оценивал свой урок и вносил в него изменения и дополнения, а не знания ученика.
К сожалению, мы видим обратное. Мы видим, что в формативной системе оцениваются знания учащегося. Если обратиться к международному опыту, то формативное оценивание не имеет официального статуса. В нем учитель подбадривает ученика различными словами похвалы, но в то же время учитель анализирует, в какой степени ему удалось провести урок благодаря участию ученика. Учитываются ошибки и недочеты, допущенные на предыдущем уроке.
Как мы уже говорили выше, в процессе традиционного оценивания система формирующего оценивания приобретает совершенно иной смысл. Именно из-за этой неверно истолкованной системы мы стали оценивать эффективность образования по уровню мастерства учащегося, уровню мастерства общеобразовательных учащихся. Если объяснить простым языком, учитель заходит в класс и начинает тему. Мы знаем, что в детской психологии подтверждено, что ребенок очень наблюдателен. Когда ученик узнает о методике преподавания и психологии учителя, он хочет проявить активность в ходе урока и тем самым привлечь внимание учителя, еще до того, как у него будет достаточно знаний. Учителя, независимо от уровня знаний ребенка, учитывают его активность в процессе урока и стараются поставить ему высокую оценку. Именно в ходе контрольной работы выявляется уровень знаний ученика, который на уроке всегда получает высокие оценки.
В суммативной системе ребенок продолжает учиться, но не оценивается учителем ежедневно. После того как ученик освоит определенную главу, ставится вопрос о том, какими знаниями он должен обладать, какие навыки и опыт следует сформировать у ребенка, и соответственно разрабатывается задание. Только тогда отношение к каждому ученику будет одинаковым. Объективность возникает в оценке.
Проверяя работу каждого ребенка, учитель узнает для себя, насколько ученик понимает предмет, в каком именно предмете он испытывает трудности, то есть, если говорить в общих чертах, уровень знаний, полученных ребенком в ходе урока, и на какой аспект следует обратить внимание при его коррекции. При этом педагог подходит к каждому ребенку индивидуально. Будет показано, какой процент учащихся в классе полностью или частично понял пройденный предмет, и в зависимости от коэффициента владения учеником предметом учитель сможет оценить свою работу одновременно.
Конечно, мы также не можем полностью исключить формативную систему оценок. У него тоже есть свои плюсы. Например, каждый раз, когда ребенка оценивают за его труд, поощряют, это становится мотивацией для ребенка. Стремится быть более подготовленным и активным к следующему уроку.
Если брать суммативную оценку по 100-балльной системе, то ребенок получает:
в диапазоне 100-86 баллов — оценку 5,
в диапазоне 86-65 баллов — 4,
В диапазоне 65-45 баллов — будет оценка 3.
10% оценок ученика будут находиться в системе формативного оценивания. В этом случае участие и активность ученика на уроке в течение учебного четверти оценивается по шкале от 1 до 10. Остальные 90 баллов начисляются по суммативной системе оценивания.
Суммативнинг ўзи икки турга бўлинади:
- СОР (BSB) — суммативное оценивание по разделам;
- СОЧ (CHSB) — суммативное оценивание по четвертям.
Суммативное оценивание за четверть (СОЧ) устанавливается в размере четвертей, то есть ученик сдаёт 4 раза в год или 2 раза в год по некоторым предметам (1 раз в неделю). СОЧ состоит из 40 баллов, СОР – 50 баллов в течение одного учебного года.
Суммативное оценивание по разделам (СОР) принимается в письменной форме учителем-предметником во время урока. В целях обеспечения ее прозрачности и предотвращения распространения для каждого класса разрабатывается отдельный вариант. Уровень вопросов остается неизменным. СОЧ принимается в рамках недели СОЧ, объявляемой в конце четверти. Ученик подает заявку через онлайн-платформу в течение недели СОЧ, которая распределяется по всему классу. Школы с финансовыми и техническими ограничениями смогут проводить в бумажном варианте.
Баллы учащегося по СОЧ отображаются через платформу. Еще одним преимуществом является отсутствие места негативным возражениям со стороны родителей в адрес учителя. Здесь возникает вопрос. Если ребенок готовится к каждому уроку, но учитель его не мотивирует? Или, скажем, если ученика не оценивают на уроке, как родители могут узнать, каков уровень знаний их ребенка? В школе ведется электронный журнал. Там размещена информация и презентации по теме, расписание занятий. Каждому ученику выдается логин-пароль. Обратная связь уровня A, B, C предоставляется ученику, который активно участвовал в уроке. Все это для того, чтобы родители были в курсе активности своего ребенка на занятиях, и побуждает ученика быть более активным.
Суммативное оценивание по разделам (СОР) выполняются не только в форме вопросов и ответов или тестов, но также включают лабораторные работы, проектные работы, созданные в рамках предмета, письменные и практические работы.