На этой странице вы можете ознакомиться с приказом министра дошкольного и школьного образования от 12 июня 2024 года № 187 «Об утверждении Типовых правил этики для педагогических работников, осуществляющих деятельность в дошкольных образовательных организациях и средних общеобразовательных учреждениях».
Типовые правила этики для педагогов-работников дошкольных образовательных организаций и учреждений среднего общего образования
Приложение 1 к приказу министра дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан от 12 июня 2024 года №187
Глава 1. Общие правила
1. Типовые правила этики для дошкольной образовательной организации и педагогических работников, осуществляющих деятельность в средних общеобразовательных учреждениях (далее-Правила) устанавливают требования к этике, принципам этикета, нормам поведения для дошкольных образовательных организаций и участников учебно – воспитательного процесса в средних общеобразовательных учреждениях.
Настоящие правила призваны способствовать признанию неприкосновенности должности педагогов — работников дошкольной образовательной организации и общеобразовательных учреждений (далее-общеобразовательные учреждения), повышению уважения к человеку и его достоинствам, правам, формированию высокой профессиональной культуры, профилактике поведения, противоречащего правилам этикета, развитию культуры общения, а также он направлен на повышение уважения и доверия к педагогическому персоналу, работающему в образовательных учреждениях в целом.
2. Настоящие Правила служат:
— регулированию отношений между участниками образовательного процесса и другими представителями общественности образовательного учреждения;
— защите человеческих ценностей;
— поддерживать качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
— формированию в образовательных учреждениях культуры, основанной на доверии, ответственности и справедливости.
3. Цель правил-формирование здорового социально-нравственного климата в образовательных учреждениях, воспитание воспитанников и учащихся на основе национальных ценностей в соответствии с требованиями времени, воспитание уважения к личности и ее достоинствам, правам, развитие нравственной культуры и коммуникативных способностей, формирование высоких духовно-нравственных качеств, обеспечение безопасности участников педагогического процесса, создании дружественной рабочей среды и сохранении имущества образовательного учреждения.
4. Правила представляют собой совокупность норм, регулирующих поведение участников учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и на их территории, в учебно-воспитательной деятельности, на уроках, в перерывах, во время внеурочной деятельности и во время учебно-воспитательной деятельности.
5. Настоящие правила применяются в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении Министерства дошкольного и школьного образования, имеют рекомендательный характер для негосударственных и иных типов образовательных учреждений.
6. Соблюдение настоящих Правил является обязательным для участников образовательно-воспитательного процесса в пределах территории образовательных учреждений.
Глава 2. Соблюдение типовых этических правил преподавательским составом
7. В образовательных учреждениях правила устанавливаются на основе законов и нормативных актов Республики Узбекистан, а также общечеловеческих моральных норм.
8. Правила основаны на основных принципах гуманности, справедливости, профессионализма, ответственности, толерантности, демократии, партнерства и солидарности.
Создание в образовательных учреждениях атмосферы прозрачности, сплоченности, толерантности, взаимного доверия, уважения, безопасности, дружбы является одним из важнейших условий взаимодействия педагогического персонала.
9. Образовательные учреждения обеспечивают справедливое отношение к каждому воспитаннику и ученику, создают равные возможности для всех воспитанников и учащихся для приобретения глубоких знаний и современных компетенций в ходе образовательного процесса.
10. Участники образовательного процесса обязаны соблюдать следующие правила этики в образовательных учреждениях:
— Уважение чести и достоинства педагогического коллектива;
— соблюдать принципы уважения, дружбы, солидарности, честности и справедливости как единого коллектива во взаимоотношениях;
— предотвращать различные формы насилия и дискриминационного поведения;
— педагогам-сотрудникам приходить на работу и занятия вовремя согласно утвержденному графику обучения;
— педагоги-сотрудники при работе должны одеваться в соответствии с профессиональной культурой и требованиями, утвержденными уставом образовательного учреждения;
— одежда не должна быть слишком тесной или слишком широкой;
— одежда чистая и выглаженная.
В случае, если в Уставе образовательных учреждений не отражены требования к культуре одежды педагогических работников в ходе их трудовой деятельности, требуются:
— мужчинам рекомендуется носить брюки классического фасона, костюм и брюки (максимально черного, темно-синего цвета), рубашку (белого цвета), галстук, обувь (желательно черного цвета), в зависимости от сезона;
— женщины в зависимости от сезона-юбка классического фасона, костюм-юбка (максимально черная, темно-синяя), брюки классического фасона в зависимости от температуры воздуха (максимально черная, темно-синяя), блузка без рукавов (белая), которая не обнажает тело (белая), рубашка, туфли на низком каблуке или носить туфли без каблука (быть черным) ;
(Уставом образовательного учреждения могут быть внесены изменения в цвет и дополнительную символику форменной одежды руководящего и педагогического персонала образовательного учреждения).
— не носить одежду, отражающую принадлежность к разным религиям и конфессиям и разным субкультурам;
— не находиться в спортивной одежде, противоречащей общепризнанным национальным традициям и духовно-нравственному воспитанию (за исключением учителей физкультуры и начальной школы в специальной или спортивной одежде во время урока, а также различных спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых на территории образовательного учреждения).
Также установлены следующие требования к внешнему виду участников образовательного процесса:
— открытая часть тела не татуирована и не пирсингована, волосы уложены и не окрашены в яркие (необычные) цвета;
— мужчины должны быть побриты;
— женщинам не следует носить украшения или металлические предметы на разных частях тела, кроме ушей и пальцев;
— не допускать в своей деятельности ситуаций, вызывающих конфликт интересов;
— педагоги-работники должны ознакомиться с Законами Республики Узбекистан, указами и постановлениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и другими нормативно-правовыми документами Правительства Республики Узбекистан, направленными на формирование правового сознания и правовой культуры, следовать им без отклонений, знать все существующие стандарты, положения, рекомендации.
11. Отношения участников на территории образовательного учреждения должны строиться на взаимном уважении и вежливости.
— Не допускается совершение одной из сторон действий, демонстрирующих насилие и дискриминирующих личность другого человека;
— образовательное учреждение в интересах воспитанников и воспитанников доводит всю информацию до своих родителей или иных законных представителей;
— педагог должен демонстрировать позитивные и активные отношения между образовательным учреждением, семьей и обществом.
12. Требования к педагогическому персоналу:
— своевременное, полноценное и качественное проведение учебно-воспитательной деятельности и занятий;
— не отвлекаться на внетематические темы;
— уважение к личности воспитанника и учеников;
— решение любой проблемы, возникающей в образовательных учреждениях, на основе закона, прозрачности и демократичности;
— вести себя достойно высокого педагогического статуса по соседству, в общественных местах;
— постоянное личностное и профессиональное развитие;
— формирование знаний, умений и компетенций на уровне государственных образовательных стандартов у воспитанников и обучающихся по их направлению;
— активное участие в духовно-нравственном воспитании воспитанников и учащихся в ходе учебно-воспитательной деятельности и внеурочной деятельности;
— Приверженность традиции “Наставник-ученик”;
— духовно-нравственное воспитание в махалле, где он живет, создание атмосферы “Махаллинской педагогики”, профессиональная самоотдача в воспитании молодежи махалли, поддержка “махаллинской семерки” с помощью инициатив;
— не допускать случаев применения физической силы или психологического давления на воспитанников и учеников;
— не допускать случаев физического насилия или морального преследования в отношении воспитанников и учащихся;
— не обсуждать личную информацию воспитанников и учащихся в присутствии одногруппников и одноклассников;
— не притеснять публично воспитанников и учащихся;
— предотвращение личной вражды с родителями или их законными представителями;
— не использовать информацию об образовательном учреждении во вред его интересам и репутации или в корыстных целях;
— лично подавать нравственный и моральный пример обучающимся и студентам, поддерживать с ними дружеские отношения;
— воздерживаться от любого поведения, противоречащего интересам образовательного учреждения, и не допускать подобных ситуаций;
— немедленно сообщить руководству образовательного учреждения в случае возникновения неприятного происшествия или инцидента;
— широко пропагандировать среди молодежи национальные ценности, здоровый образ жизни, держать их в курсе вредных привычек и других разрушительных угроз, а также чуждых нашему обществу последствий религиозного экстремизма, радикализма, атак “массовой культуры;
— не допускать таких ситуаций, как исключение учащихся из класса, недопуск к занятиям;
— недопущение грубого обращения с воспитанниками в ходе учебно-воспитательной деятельности;
— не проводить религиозную пропаганду на учебно-воспитательных занятиях;
— не приходить в учебное заведение с алкогольными напитками;
— не употреблять алкоголь и табачные изделия на территории и в здании образовательного учреждения;
— на территории и в здании образовательного учреждения не должны организовываться мероприятия, не имеющие отношения к воспитанию и обучению воспитанников и обучающихся.
Глава 3. Заключительные правила
13. Педагогический персонал организации дошкольного образования и учреждения общего среднего образования знакомится с настоящими Правилами в начале каждого нового учебного года на «Педагогическом совете».
14. Проблемные ситуации, возникающие по вопросам, не отраженным в правилах, разрешаются в соответствии с действующим законодательством.