Классный руководитель – педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, направленной на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного процесса. В чём заключаются должностные обязанности классного руководителя? В данной странице можете найти ответ на этот вопрос.
Общие положения
Классный руководитель, как административное лицо, назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора школы/ заведующий учебной частью.
Основные задачи и содержание работы классного руководителя
📎 Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся;
📎 В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся;
📎 Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
📎 Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.
Режим работы классного руководителя
Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Республики Узбекистан.
Час классного руководителя (классный час) — один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).
Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.
Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.
Классный руководитель должен уметь:
📎 общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
📎 видеть и формировать свои воспитательные цели;
📎 составить план воспитательной работы в собственном классе;
📎 организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
📎 организовать и провести родительское собрание;
📎 пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.
Должностные обязанности
Классный руководитель:
📎 ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);
📎 осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;
📎 ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;
📎 организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;
📎 организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;
📎 заботится о внешнем виде учащихся;
📎 работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;
📎 создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
📎 способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
📎 контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
📎 оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
📎 способствует участию учащихся школы в городских, областных и Республиканских конкурсах, олимпиадах по предметам;
📎 заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;
📎 проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;
📎 обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям;
📎 осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
📎 организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр;
📎 работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;
📎 несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Документация и отчётность
Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.
Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.
До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.
Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель — старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.
До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.
Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).
Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.
Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» — октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» — май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.
Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.
Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:
📎 до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;
📎 в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;
📎 за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;
📎 до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;
📎 до 24.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;
📎 до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.
Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы;
📎 Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса;
📎 Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы;
📎 Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.
📎 Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха;
📎 В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.
Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс средней школы: подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.
В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.
Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора. Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу.
Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
📎 Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы;
📎 Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой;
📎 Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;
📎 Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
📎 Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока);
📎 Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
📎 Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения;
📎 Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе;
📎 Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;
📎 Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями;
📎 Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.
Ответственность классного руководителя
За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами Республики Узбекистан.
За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.
Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством Республики Узбекистан.
Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством Республики Узбекистан за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.
Классный руководитель должен знать:
📎 Конституцию Республики Узбекистан;
📎 документы Кабинета Министров Республики Узбекистан и управления образованием по вопросам образования;
📎 Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;
📎 основы доврачебной медицинской помощи;
📎 теорию и методику воспитательной работы;
📎 основы гражданского законодательства;
📎 детскую педагогику;
📎 возрастную и социальную психологию;
📎 возрастную физиологию;
📎 школьную гигиену;
📎 педагогическую этику;
📎 теорию и методику воспитательной работы;
📎 программы и учебники;
📎 средства обучения и их дидактические возможности;
📎 основы трудового законодательства;
📎 правила и нормы охраны труда;
📎 техники безопасности и противопожарной защиты.
Кем принят этот документ? Номер, год?
Приложение к указу МНО №163 от 9 ноября 2001 года.
К сожалению не все классные руководители выполняют прописанные тут обязанности ((((. Я воюю с классным руководителем моего сына уже год. Управы не нахожу она травит моего ребёнка и нет на неё управы(((