«Воспитать гармонично развитое поколение-самая великая мечта. Это мечта нашего народа, который твердо верит в достойное будущее Узбекистана.» Эти слова нашего первого Президента И.Каримова как нельзя лучше отражают стремление педагогов страны максимально содействовать выполнению поставленных целей и задач.
Вот почему столь важна и злободневна проблема повышения эффективности урока по всем предметам, изучаемым в школе, в том числе по русскому языку и литературе.
Содержание, методы и структура урока русского языка в узбекской школе должны быть таковы, чтобы научить школьников овладевать русским языком не только как средством общения, но и как средством познания, усвоения и передачи духовной культуры, средством организации, планирования и оценки деятельности, средством воздействия на мысли, чувства, поведение, поступки людей, что ведет к повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов, потребность которых возрастает в современных условиях ускорения научно-технического прогресса.
Свободно владеть русским языком — значит вооружить себя знанием его системы и способами оперирования лексико-грамматическим материалом для выражения любой мысли в любой жизненной ситуации. Только такой фонд знаний, умений и навыков может послужить базой для последующего самообразования, языкового, речевого и общекультурного развития.
Главное требование к содержательной стороне урока русского языка (тексты, тесты, задания, упражнения, наглядные пособия, ТСО)-максимальное использование русского слова для решения задач нравственного воспитания детей, формирования у них активной гражданской позиции.
Исходя из вышеизложенного, можно определить сущность современного урока как урока, ориентированного на развитие интеллектуальных творческих возможностей каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей , на формирование практических умений и навыков учащихся, всестороннее и гармоничное развитие каждой личности.
Урок по русскому языку в 5 — классе
Тема: “Предел движения”
Название урока: “Веселая дорога”
Цели урока :
Образовательная: Помочь учащимся правильно употреблять конструкции, отвечающие на вопрос до чего?
Воспитательная: Способствовать формированию познавательного интереса, навыков коммуникации, осмысления выполняемых работ
Развивающая: Способствовать развитию чувств восприятия окружающего мира в своём многообразии.
Ресурсы: Бумажные кружочки с нарисованными предметами (для деления на группы);
Листы бумаги формата А-4 и разноцветные маркеры (для творческого метода);
Скотч, ножницы; конверты с заданиями для групп; таблица «Окончание прилагательных муж, жен, ср. рода и во мн. числе»
Ход урока
I. Организационный момент
1) Учитель просит учащихся встать в круг и раздаёт бумажные кружочки с нарисованными на них предметами по одному каждому ученику;
2) Учитель просит учащихся назвать предметы, нарисованные на картинках (колесо обозрения, почта, магазин, кинотеатр, аптека, сквер), перевести на родной язык и определить род,
3) Учащиеся делятся на 3 (три группы, согласно родам.)
1) Учитель предлагает каждой группе конверт с заданиями, в которых даны слова, описывающие какой то предмет;
2) На доске вывешивается приготовленная таблица;
3) Каждая группа получает по листу бумаги формата А-4 и разноцветные маркеры;
4) Задание: согласно описываемым предметам, на полученных карточках, сделать зарисовки;
5) Составить мини-рассказ (3-4 предложения) к выполненным рисункам, используя предложенные в таблице глаголы с приставками и прилагательные с предлогами;
III. Презентация групп.
рисунки, которые учащиеся развесили на доске.
IV. Музыкальная разминка: песня «Мы едем, едем…»
V. Обсуждение.
Примечание: Этот вид работы помогает учащимся не только усвоить грамматическую тему , но и помогать увидеть окружающий мир;
Работа же в группах даёт возможность учащимся раскрыть свои творческие возможности , создаёт благоприятную атмосферу .
Примерные вопросы для обсуждения:
— Поправился ли вам урок?
— Чувствовали ли вы помощь своих одноклассников?
— Что вам помогало работать?
— Что вам мешало работать?
-Что бы вы хотели добавить или изменить? И т, и
Вариативность
1) Можно раздать группам готовые ситуативные картинки с нарисованными предметами и попросить составить предложения;
2) Можно вспомнить пословицы ,загадки и поговорки, в которых применены глаголы с приставками или существительные с предлогами:
Через реку по спине
Он ходить позволит мне;
(мост)
Добежали две курицы прямо до улицы.
Чтобы тело отдохнуло
Добежи- кА ты до стула;
Мы ехали , мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе , как сумели,
Доехали домой.
V Расширение
Учитель задаёт задание на дом:
1) Написать существительные муж. и жен. рода и подобрать к ним прилагательные и глаголы, согласно предложенным в таблице конструкциям,
2) Нарисовать на альбомном листе маршрут автобуса или машины от дома до школы с пунктами пути.
VI. Оценивание
Учитель оценивает группы по артефактам (за презентацию), а также индивидуально за участие в обсуждение.
Приложение
Задания в конвертах:
1) Здание в центре города, где показывают фильмы, ставят спектакли, проводят концерты (кинотеатр);
2) Место, где всегда большое скопление народа: одни продают, другие покупают (рынок);
3) Это здание работает круглые сутки.
Оно всегда на страже здоровья людей (аптека)
Жуда аниқ ва ихжам ишланма.Рахмат!